Страницы

воскресенье, 29 ноября 2020 г.

Линейная перспектива

- По каким законам следует изображать предметы по мере удаления и под различным углом зрения?
- Что такое перспектива?
- Когда возникает потребность у художника изображать окружающий мир по законам перспективы?

Перспективой называют метод изображения пространственных предметов на плоскости картины, который в основном соответствует зрительному восприятию.

Слово «перспектива» в переводе с латинского означает «ясно вижу». Основу современной теории перспективы заложили великие художники эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и другие. 

Принято считать, что геометрическую систему центральной проекции изображения на картинную плоскость впервые разработал архитектор эпохи Итальянского Возрождения, флорентиец Филиппо Брунеллески (1377—1446).

"В первый раз он применил перспективу в небольшой картине на квадратной доске размером в половину браччья, где он изобразил наружный вид храма Сан Джованни во Флоренции... Кроме того, он изобразил часть площади, которую видит глаз... Чтобы представить небо, он поместил в том месте, где здания вырисовываются в воздухе, отполированную серебряную пластинку, так что в ней отражались настоящий воздух и настоящее небо и проплывали гонимые ветром облака. Поскольку в подобном изображении требуется, чтобы художник точно указал место, откуда следует смотреть, верхний и нижний уровень, боковые стороны, а также расстояние, чтобы избежать ошибки, ибо всякое другое место, не совпадающее с этим, нарушает иллюзию, то он сделал отверстие в доске, там, где был изображен храм Сан Джованни... Отверстие было небольшим, размером с чечевичное зерно, со стороны живописной поверхности, но к оборотной стороне оно расширялось в виде пирамиды, как делают в женских соломенных шляпах... Смотреть нужно было с оборотной стороны, где отверстие было широким, и тот, кто хотел видеть, должен был одной рукой поднести доску к глазу, а другой держать плоское зеркало напротив картины таким образом, чтобы она вся целиком отражалась в зеркале... Если смотреть соблюдая все условия и при наличии отполированного серебра... казалось, что видишь не картину, а реальность И я держал картину в руках много раз и смотрел и могу это засвидетельствовать..."
Историограф эпохи Возрождения Антонио ди Туччьо Манетти 
Филиппо Брунеллески предложил художникам математическую систему для проецирования трехмерного мира на двумерную поверхность на бумаге или холсте.

 В эпоху Возрождения господствовало представление, что мы видим окружающий мир благодаря тончайшим лучам, которые испускает человеческий глаз и как бы ощупывает ими предметы.

"... в пространстве между глазом и тем, что он (художник) видит, установлена прозрачная плоскость, которая пересекает все лучи, падающие из глаза на рассматриваемые предметы", пишет Альбрехт Дюрер.

На одной из гравюр Дюрера изображён способ рисования с натуры через стекло с нанесённой на него квадратной сеткой. Этот процесс можно описать так: если встать перед окном и, не изменяя точки зрения, обвести на стекле всё, что видно за ним, то полученный рисунок и будет перспективным изображением пространства. 
Один из законов изображения объектов в линейной перспективе: чем дальше от нас находится предмет, тем меньших размеров он нам кажется. Иллюзия глубины в плоских изображениях может быть достигнута и при помощи параллельных прямых, уходящих вдаль, — это, например, дорога или парковая аллея. 
Линейная перспектива Филиппо Брунеллески
Перспектива даёт ощущение трёхмерности изображения.
Параллельные в действительности стороны аллеи по мере удаления кажутся сходящимися в одной точке у горизонта. Это происходит из-за визуального уменьшения ширины аллеи по мере её удаления. 
- Кто из художников эпохи Возрождения использовал метод перспективы?
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти. Афинская школа

 

Пьетро Перуджино «Христос вручает ключи Святому Петру»



вторник, 24 ноября 2020 г.

Голландский натюрморт

- Что за загадки содержат голландские натюрморты?
Юриан ван Стрек

Череп, символ смерти. В средневековые времена существовало духовное упражнение, положить перед собой череп и предаться размышлениям о смерти. Череп, символизирует быстротечность земной жизни.

Книга символ учёности и литературной деятельности, лежащее рядом перо с засохшими чернилами так же указывает на это.

Бокал перевёрнутый вниз говорит нам о быстротечности жизни.

Часы указывают на воздержанный характер "героя" и символ проходящего времени.

Ключ может трактоваться по-разному. Ключ это разгадка чего-либо, ключ это знания, истина, правда.

В маслёнке погас фитиль, словно говорит нам: " Время вышло".

Как видите, картина несла историю в себе и наводила человека на размышления.

Ян Давидс де Хем

Цветочная символика:

Цветы напоминали о бренности, а разведение тюльпанов и вовсе воспринималось как тщетное и праздное занятие. В голландской живописи работает принцип карт таро: одно и то же растение могло означать совершенно разные вещи в зависимости от окружения. Например:

Полевые цветы кротость и чистота.

Нарцисс — символ Богоматери, а еще самолюбования (нарциссизма).

Ирис спасение души.

Мак сон и смерть.

Фиалка символ смирения, ассоциируется с Христом на земле.

Роза, цветок олицетворяющий Деву Марию, которую называют "розой без шипов", то есть безгрешной. Легенда гласит, что пока не произошло грехопадение человека, роза росла без шипов. Красная роза символ мученичества.

Ирис и лилия так же олицетворяют Деву Марию, но в нидерландской живописи. В испанской живописи олицетворяет Непорочное Зачатие.

Гастрономическая символика:

Устрицы — синоним похоти. Считается, что морепродукты усиливали потенцию, да и к тому же богиня любви Венера появилась из раковины

Земляника — знак добродетели и трудолюбия;

Гроздь винограда и гранат — жертва Христа;

Спелые плоды — богатство и процветание;

 Яблоко — напоминание о грехопадении;

 Ветчина — чревоугодие; 

Устрицы — мирские соблазны и прелюбодеяние;

Хлеб - символ одиночества;

Хлеб и вино — таинство причастия; сельдь — символ Христа и постной пищи; пшеничные колосья — знак возрождения и обновления.

Питер Клас. Завтрак с рыбой, 1653

Вино — бессмысленные земные удовольствия или же кровь Христа (особенно по соседству с хлебом его плотью). Белое вино налито в огромный рёмер - специальный немецкий сосуд для алкогольных напитков. На самом сосуде также изображены виноградные гроздья. Как правило, вино на голландских натюрмортах - это символ праздной жизни, символ Бахуса, символ страсти. Красный напиток, предположительно тоже вино, находится в узком сосуде. Красное вино - символ пиршества, но одновременно и символ жертвы.

Белая скатерть - символ благородства, но если поверх чистой скатерти мы видим другую, смятую, что может символизировать некую нелицеприятную ситуацию.

Мясо – это бренная плоть, чувственная  радость.

Рыба - символизировала изобилие.

Несколько орехов в скорлупе - душа, скованная грехом или символ мудрости.

Хлеб - символ Плоти Христовой

Оливковая ветвь – символ мира.

Виноград – искупительная жертва Христа

Анималистическая символика (живая и мертвая):

Улитка — обозначение души грешника.

Бабочка бессмертие души,  является символом воскресения человеческой души (в христианском искусстве). Природный цикл гусеницы, кокона и бабочки символизирует жизнь, смерть и воскресение 

Обезьяна порок, греховность.

Луч света, преломленный в бокале с вином, напоминает о таинстве причастия.

Нож - символ жертвы, вражды.


Свет – символ духовного прозрения.

Серебряная посуда  достаток и его тщетность.


Лимон - символ предательства и разочарования. На картине он немного засохший, наполовину очищенный. Так что здесь еще и символ увядания.

Иногда разнообразная снедь на картине воплощает четыре стихии:
 воздух — живая или битая птица, бабочки и стрекозы; 
вода — рыба и моллюски; земля — фрукты, овощи и злаки; 
огонь — солнечный свет или хлеб.
Голландский натюрморт можно разделить на два типа "vanitas" и "банкеты". 

 Религиозная трактовка натюрморта:

  • красное вино - символ религиозной жизни, монашества. И, конечно, жертвы Христовой.
  • белое вино - символ мирян.
  • орех - символ веры, сакральный символ христовой плоти.
  • хлеб - символ плоти Христовой.
  • Рыба - IXTOS - также один из самых мощных символов Бога.
  • лимон - символ верующего человека, поскольку он, как писали в те времена, "хорош со всех сторон".
  • нож - символ жертвенности.
  • оливки - символ мученичества.
  • белая скатерть - символ духовной чистоты.
Символика в живописных произведениях всегда была способом донести какую-то идею под видом благопристойной, хоть и не всегда аппетитной трапезы. Впрочем, как пишут историки - и рыба, и хлеб, и дичь всегда были важными атрибутами любого голландского обеда.

среда, 4 ноября 2020 г.

БУМАГОПЛАСТИКА


БУМАГОПЛАСТИКА - художественное моделирование из бумаги

Плоская бумага способна на сминание, сгибание, складывание, скручивание и разглаживание. 

Помимо этого применяется:

БИГОВКА - процесс нанесения прямолинейных или криволинейных борозд с последующим складыванием или сгибанием для создания объёмной конструкции.

ФАЛЬЦОВКА - процесс  складывания для создания объёмной конструкции.

ВЫРУБКА - процесс вырезания определённых конструкций или определённых прорезей.

ВЫСЕЧКА - разрез или надрез конструкции в определённом месте.

СКЛЕЙКА - способ монтажного склеивания конструкции.

Таким образом лист бумаги можно превратить в скульптуру.

самые простые сгибания и сгибания с надрезами

Список инструментов для работы с бумагой довольно прост:

ножницы;
макетные ножи;
скальпели;
ПВА;
двусторонний и обычный скотч;
иглы;
угольники;
пинцеты;
кисти;
шило;
циркуль.



















воскресенье, 1 ноября 2020 г.

Старая и новая Малая Охта



начало прошлого века и наше время
Малоохтинская набережная была проложена в конце 1984 

Название Заневский проспект получила 26 декабря 1940 года 1-я прорезка, проложенная в 1936 году от Малоохтинского до Новочеркасского проспекта (тогда Дальневосточного). В 1960-х годах Митрофановская улица была присоединена к Заневскому проспекту. В 1978 году Заневский проспект был продлён до железнодорожной ветки Дача Долгорукого — Ручьи.

Застроен Заневский проспект, в основном, в 1930—1980-х годах

сквер у набережной - начало Заневского проспекта
начало строительства Александра Невского моста - 1960 год

конец 70-х годов
площадь в наше время




Малоохтинский проспект в начале прошлого века и в наше время
могла бы быть на этом месте снесённая церковь

1925 год. Церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины:


Во второй половине XVIII века перестроена в каменную. В 1848—1857 сделан архитектурный апгрейд по проекту архитекторов К. Маевского и В. Небольсина. В 1938 году церковь была закрыта. Купол и звонницу со здания снесли. До 1970 года церковь существовала как кинотеатр "Рассвет". Для выравнивания и расширения Малоохтинского проспекта все строения бывшей церкви уничтожили. Здание стояло частично прямо на проспекте. Также уничтожили древние останки старого Малоохтинского кладбища и массовые захоронения времён Блокады.
уже нет керосиновой лавки напротив кинотеатра на другой стороне дороги...бывшая часовенка...там стоял потрясающий запах керосина, хоз.мыла, нафталина и еще чего то.
пожарная часть  на Республиканской улице
на месте футбольного поля сейчас комплекс "Новый город"

                                             Каштановая аллея – проспект Шаумяна

    Официальный день основания – 5 декабря 1965-го года. В конце 50-х годов прошлого века проспект Шаумяна продлили до железной дороги и границы Красногвардейского района. Одновременно с окончанием строительства новых Хрущёвских домов высадили саженцы каштанов по длине участка от Заневского проспекта до Гранитной улицы. Получилась каштановая аллея протяженностью - 700 метров. Сейчас это самый крупный каштановый участок в городе. В одном месте соседствуют сразу 230 деревьев. Это половина всех городских каштанов.

Новочеркасский проспект, постройка трамвайной линии-1929г, справа парк между Республиканской ул и Перевозным пер.


Малоохтинский парк в прошлом веке и в наше время

ссылка на видео "Малая Охта" https://youtu.be/tLktZoUNSlk