Страницы

суббота, 18 мая 2024 г.

Мировая уточка

       Утка распространена по всему миру. 

      Утка в Египте ассоциируется с Изидой.

       В древнегреческом искусстве бог любви Эрос или девушка изображались с уткой.

     В Галлии утка была священным животным у племени Секванер и его богини Секваны (отсюда название реки Сены).

     В Северной Америке - Посредник между Небом и водой.

    В иудаизме - Символ бессмертия.

    Китай. В Восточной Азии символическое значение имеет красивая утка мандаринка .Утка отождествляется со знаком инь, селезень - со знаком ян. уточки-мандаринки создают пару один раз на всю жизнь и даже могут умереть от тоски в случае, если один из парочки погибает. в Китае принято дарить молодоженам изображения пары уточек-мандаринок как символ верной и чистой любви.

    Уткоконь- символизирует вечный ход Солнца — Дажьбога — по небесному своду, где его несут кони, и по подземному Океану, где его колесницу уже влекут утки. Мировая уточка родилась из пены новорождённого Океана. По легенде, именно она достала со дна Молочного океана Алатырь.

Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. В бассейне верхнего течения реки Кама было найдено навершие с изображением Мировой уточки. Находка датируется 4-6 веками н.э. С уточкой ассоциируют Макошь. Культ утки-Макоши просуществовал до сегодняшних дней, В «Слове об идолах» можно прочитать: мажють Екатию богыню, сию же деву творять, и Мокошь чтуть…». Б.А. Рыбаков считает, что слово макошь – это составное слово из «ма», что означает мать и «кош» - судьба. То есть Макошь – мать судьбы. что появилось раньше – курица или яйцо? Но для древних славян, которые селились по берегам рек, утки были вначале более привычной птицей, Мировая (космическая) Уточка несла яйца, из которых могли вылупиться существа светлые (добрые), так и тёмные (недобрые), 

    Мировая Уточка — Богиня сотворения Мира, Богов и Демонов. Символ рождения Мира. В её образе лежит первородная Энергия.

    Утица в славянской мифологии это птица Рода. Род является творцом Вселенной, а утка снесла Мировое яйцо.

    Ковш на Руси также изготавливался наподобие утки, в некоторых случаях большой ковш-братина изготавливается в виде утки (птицы) с меньшими ковшами по краям (символизм утки, сидящей в гнезде на яйцах). Испокон веков дорогая соль хранилась в утице: долбленом деревянном сосуде в форме уточки. Тоже оберег. Крышечка отодвигается только вправо. Верили: человек рождается – справа у него ангел, слева нечистая сила; открываем – только для ангела, закрываем, отгоняя нечисть. Невеста в день свадьбы уносила из родного дома утку-солонку, вырезанную ее отцом или дядей по матери. Фигура утки - воплощение родительского благословения и символ будущего семейного счастья.

пятница, 17 мая 2024 г.

Яблоко

    Яблоко в славянской мифологии - символом плодородия, здоровья, любви и красоты; являлось эмблемой брачного союза, здорового потомства.

   По преданию, к яблоням из Ирия прилетает две девы-птицы с человеческими ликами и волшебными чарующими голосами: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Отличие их было в том, что у Алконоста помимо крыльев были еще и руки. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне, горевать и плакать, при этом клевать яблоки, взмахивать крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Птица Алконост прилетает во второй половине Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными — в них появляется живительная сила.


"Серебряное блюдечко и наливное яблочко" - русская народная сказка .

   Яблоко - запретный плод и символ грехопадения. Адам и Ева, ослушавшись волю Всевышнего , вкусили запретный плод - яблоко, с Древа Познания добра и зла и были изгнаны из Рая.

   Яблоко раздора или яблоко Эриды - из греческой мифологии, с надписью "Прекраснейшая", рассорила трёх греческих богинь: Геру, Афину и Афродиту, потому что каждая считала за право иметь  титул прекраснейшей из богинь. Рассудить спор взялся Парис. Каждая из богинь обещала свои блага за этот титул. Парис присудил его Афродите.

   Молодильные яблоки  - существуют в скандинавской мифологии.

   Закон всемирного тяготения открыт Ньютоном благодаря яблоку.


среда, 15 мая 2024 г.

ИЗРАЗЦЫ

Начало гончарного мастерства у славянских народов также относится к доисторическому времени. В курганах и погребениях найдены глиняные урны и всевозможные горшки. Оно было знакомо киевской Руси X и XI веков. Высшего же расцвета оно достигает у нас в XVII столетии, оставившем многочисленные памятники украшений из изразцов.



 

понедельник, 13 мая 2024 г.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР В ЖИВОПИСИ

Александр Иванов. "Последний день Помпеи"
    Исторический жанр — это раздел в живописи, который включает в себя сюжеты, основанные на реальных событиях и стал формироваться в эпоху Возрождения.
    Смешанными типами являются:
  1. историко-бытовой жанр;
  2. историко-мифологический;
  3. портретно-исторический;
  4. исторический пейзаж;
  5. батальное искусство.




 

Портреты великих мастеров живописи

 


    Живописный портрет является выражением глубокого интереса к личности конкретного человека. Живописный портрет также раскрывает нам образ эпохи и её духовные ценности.

Так, например, художники эпохи итальянского Возрождения стремились передать возвышенное и прекрасное. Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан стремились к идеальным образам и достигли совершенства в их создании. Непревзойдённым шедевром Леонардо да Винчи стала «Джоконда».

Мастерством художников итальянского Возрождения восхищались многие последующие художники. Однако это восхищение не изменило мнения художников Севера Европы, что они должны передавать зрителю красоту невыдуманной, живой действительности, писать разнообразие проявлений окружающего их мира.

Великий голландский художник ХVII века Рубенс обладал совершенным мастерством. Источником представлений Рубенса о красоте был народный идеал изобилия и здоровья. В портретах, созданных Рубенсом, можно увидеть всю полноту жизненной силы человека.

Другой голландский художник ХVII века Рембрандт стремился передать в своих портретах теплоту и духовную глубину изображаемых им людей. Рембрандт умел так показать нам героев своих произведений, что мы явственно чувствуем, какие печали и радости они пережили. Мир на полотнах Рембрандта добрый и мудрый. В этом мире нет осуждения, а есть сострадание и понимание ценности и значимости каждой человеческой личности. В работах Рембрандта чувствуется тепло, сердечность и простота, которые возвышают душу человека.

России в середине ХIХ века произошёл новый подъём искусства портрета. Это было связано с тем, что многие художники, музыканты и писатели были объединены идеей создания правдивой картины жизни страны.

Во главу творчества они ставили судьбу народа и писали портреты людей всех слоёв общества, стараясь создать образ России. Художникам была поставлена задача создать галерею портретов выдающихся деятелей культуры – тех людей, которые стали совестью России. Эти портреты создавали такие мастера живописи, как Перов, Крамской, Репин, Ярошенко. Для портретов этого времени характерно сдержанное цветовое решение, а также отказ от внешней красивости и нарядности. Но при этом композиция остро раскрывает характер человека, всё внимание сосредоточено на лице, на передаче значительности образа человека и его внутреннего достоинства. Все перечисленные особенности портрета можно увидеть на картине Репина «Портрет Л. Н. Толстого» или на картине Н.А. Ярошенко «Кочегар», а также на картине Сурикова «Смеющаяся девушка» и на картине Крамского «Неизвестная».

Когда в начале ХХ века стала быстро развиваться фотография, казалось, что портретная живопись может утратить свое значение. Но именно благодаря развитию фотографии живопись избавилась от необходимости доподлинно копировать натуру, получив, таким образом большую свободу. Из-за предоставленной художникам свободы, они потеряли их общие идеи и цели. Поэтому искусство ХХ века – это постоянный поиск художниками новых форм, новых средств выразительности и нового содержания.

Направление в искусстве, характеризующееся нарушением классических изобразительных форм, установлением нового и утверждением радикальных художественных принципов принято называть модернизмом. К художникам-модернистам относятся Пабло Пикассо, Анри Матисс, Сальвадор Дали и многие другие. Эти художники так много экспериментировали с формой и цветом, что породили совершенно новый взгляд на окружающую действительность и новые представления об изобразительном искусстве. Модернисты свободно сочетали разные формы искусства прошлого, не боялись стихийно смешивать реальность и выдумку, возвышенное с низменным, добро со злом. Так, в картинах Сальвадора Дали причудливо соединяются обрывки реальности, образуя новый абсурдный и тревожный смысл, который похож на видение сна.

Во второй половине ХХ века широко распространилось такое направление в искусстве как поп-арт («общедоступное искусство»). Оно опирается на элементарную потребность «узнавания». Пример поп-арта можно увидеть, рассмотрев картину Уорхола «Мерлин Монро». Уорхол пытался отразить массовое сознание людей и их стремление создавать себе кумиров.

В России ХХ века портретное искусство также достаточно разнообразно по содержанию и форме. Для русских художников ХХ века было важно через образы современников создать образ жизни своей страны. Рассматривая автопортрет Петрова –Водкина, картину Попкова «Шинель отца», картину Серебряковой «За туалетом» можно понять, что портрет в ХХ веке превращается в сложную композиционную картину, выходя за привычные рамки жанра.

На картине Попкова «Шинель отца» можно проследить одну из важных тем русских портретов ХХ века – связь современности с прошлым. Примеряя шинель, герой картины соотносит свою судьбу с судьбой отца, таким образом, художник ставит философскую проблему связи времён и поколений.

Надеемся, что Вы много узнали о мастерах портрета и о развитии портретной живописи. Чтобы знать свою историю и культуру необходимо также помимо школы посещать музеи и художественные выставки.

Теоретический материал для углубленного изучения

В России сложилась своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием. К концу XVIII века русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский.

Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и полупарадного портрета к камерному. К концу века русской портретной школе свойственна деликатность, подчеркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность, некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.


воскресенье, 12 мая 2024 г.

Импрессионизм

 Клод Моне

худ. П.О. Ренуар. Клод Моне в саду в Аржантёё.  

    Стремление Клода Моне запечатлеть мгновения увиденного в живописи, вывели его на пленер. Моне понял, что работы выполненные на свежем воздухе полны чистоты красок, яркости и особенной правдивости цвета. Моне советовал: "Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, - о дереве, доме, о поле, о чём угодно. Просто думайте, что в этом месте - маленький синий квадратик, там - продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами". 

    Художника интересовал цвет, он знал об открытии Эжена Шеврёля о цвете, о его способе зрительного восприятия цвета и сам экспериментировал.

    Моне нашёл собственную технику письма в живописи, нанося на холст широкие мазки кистью, ставя точки, чёрточки, штрихи и зигзаги. Стремясь запечатлеть мгновения жизни, Моне работал быстро и одновременно на всей площади холста, стараясь покрыть всё пространство. Моне быстро понял, что наибольший цветовой эффект достигается при соседстве основного цвета с дополнительным. В результате, у мастера появляются целые серии пейзажей одного объекта: Стога сена, Руанский собор, здание парламента, мосты скалистые морские берега и т.д..






пятница, 10 мая 2024 г.

МОДА И АРХИТЕКТУРА


 «Мода — это архитектура; вся суть в пропорциях», — говорила Коко Шанель



    Костюм – это объёмная конструкция, которая создается исходя из пропорций и размеров конкретного человека

    Поиск творческого источника -  растительный и животный мир, архитектура, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, исторический и этнографический костюм, политические и экономические события в мире.






ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ




    Костюм, платье, туалет, гардероб- разные обозначения одного и того же понятия- «одежда».

Костюм – это объемная конструкция, которая создается исходя из пропорций и размеров конкретного человека.
Одежда прошла долгий путь развития, она – творение эпох и одновременно рассказ о них.
Современный человек предъявляет множество требований к одежде. Сейчас для людей важно, что одеть. Как это выглядит и модно ли это.
Мода- совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной общественной среде в определенное время.
Эпоха Возрождения
Костюм Средневековья
Мода разных эпох
Современная одежда – это причудливая смесь изысканно-стильных утонченных платьев, деловых костюмов, джинсов… В нынешнем обществе вкусы, культура определяют наш облик больше, чем в прежние времена принадлежность к какому либо сословию.
Во все времена люди предъявляли множество требований к одежде, но главное и неизменное требование – это соблюдение законов композиции.
Существуют два принципа конструкции костюма: 1. гармония костюма с телом, когда все формы и детали одежды соразмерны пропорциям тела; 2. Контраст костюма с телом, когда формы костюма нелогичны, противоречат строению фигуры человека .
Силуэт - обобщенное изображение формы костюма.
Фасон - это характер формы и расположения деталей костюма по отношению ко всему силуэту.
В дизайне одежды видны общие закономерности конструктивных искусств, например композиционного единства детали и единого целого, соответствие материала и формы.
В основе создания костюма лежит художественно-конструктивный замысел в виде чертежных или графических набросков.
На основе набросков делаются чертежи отдельных частей костюма в натуральную величину или в масштабе- выкройки .
По выкройкам материя кроится (режется), вырезанные части сшиваются , получается готовое изделие.
Эскизы костюмов графически выглядят разнообразно. Но во всех должны быть учтены принципы пошива, учтен тип материи и понятен фасон.
Фасон одежды, цвет и фактура материала важны не сами по себе: важно впечатление, образ, который рождается от стилевого решения эскиза. Во многом это определяет и восприятие нами самого человека.

Что надо знать о себе?


- Свой рост и особенности фигуры.

Домашнее задание:

Выполнить эскиз современного костюма для себя




ГРИМ и ПРИЧЁСКА

весна - зима - осень - лето

        Грим (фр. grime, буквально — забавный старикан, от староитал. grimo — морщинистый) — искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др.
Истоки грима: Народные обряды, игры и представления. Грим индейцев, который наносится для ритуальных обрядов.
Материал для грима - сажа, красящий сок растений и ягод, волосяные изделия – парик, борода, усы, объемные налепки, наклейки.
Опытные визажисты считают, что хороший макияж – это тот, которого не видно. При таком макияже в центре внимания оказывается сама женщина, а не косметика, участвовавшая в его создании.
В отличие от макияжа визаж - это искусство, которое заключается не только в правильном нанесении макияжа, но и в умении создавать образ, включающий макияж, прическу, одежду.
В своей работе визажисту приходится учитывать самые различные факторы: • форму лица женщины • пропорциональность и соотношение частей лица • сочетаемость различных цветовых оттенков • модные тенденции в макияже.
Прически для овального лица Рекомендуется мягкая ступенчатая стрижка или длинные волнистые волосы, которые немного удлиняют лицо. Не рекомендуется все, что может нарушить гармонию овала - например, прически, сильно удлиняющие лицо.
Прически для лица в форме сердца Рекомендуется сбалансировать клинообразный подбородок. Это можно сделать с помощью стрижки до уровня подбородка с челкой, частично скрывающей лоб, а также подвивая волосы на уровне подбородка от лица. Не рекомендуется открывать широкий лоб.
Прически для квадратного лица Рекомендуется ассиметричная и объемная прическа - это смягчит общее впечатление, отвлечет внимание от широкого лица. Не рекомендуется стрижка "каре" с длинной "бахромой".
Прически для круглого лица Рекомендуется удлинить лицо, заметно уменьшить его ширину. Подойдут стрижки каре и боб. Не рекомендуется плоская голова с длинной "бахромой" и "мокрым" гелем.
Прически для удлиненного лица Рекомендуется ассиметричная и объемная прическа - это смягчит общее впечатление, отвлечет внимание от широкого лица. Не рекомендуется стрижка "каре" с длинной "бахромой".
Прически для трапециевидного лица Рекомендуется добавить объем верхним волосам, скрыть щеки и подбородок. Не рекомендуются гладкие волосы, а также короткая стрижка, прилегающая к голове.

Домашнее задание:

I

Нарисовать на  одном листе формата А4- 3 рисунка

(1. вариант с гримом, 2. вариант с макияжем. 3.вариант с парикмахерским искусством).

II

Выполнить упражнение на сайте

https://learningapps.org/view30595736


воскресенье, 18 февраля 2024 г.

народные промыслы


 «Смешивая мистицизм с магическим реализмом, я работаю над тем, чтобы выразить органическую достоверность через свои ботанические интерпретации. Создавая работы из стекла, я воспеваю природу и ее первозданную красоту.

На меня повлияла поэзия Уолта Уитмена. ”

- Пол Дж. Станкард

    После окончания школы Пол отправился на завод, став помощником стеклодува и показал прекрасные результаты. У него получались изящные вазы и колбы. Уже через пару месяцев он дослужился до стеклодува.

Похоже в этот момент он поверил в свои силы и самостоятельно освоил школьную программу и поступил на бесплатное отделение в Технологический университет и успешно закончил его.

Вначале денег от работы стеклодувом у него хватало, чтобы помогать своим родителям, братьям и сестрам. Однако со временем средств стало не хватать, и Пол решил создать у себя в гараже собственную мастерскую.

Он с детства любил наблюдать за насекомыми и цветами, именно их он стал изображать в своих работах – картинах в стекле. Когда он привез свои работы на ярмарку, его ждал ошеломительный успех.

Торговец произведениями искусства Риз Пэлли заявил, что Пол – настоящий мастер и предложил ему помощь в обустройстве мастерской и посредничество в продаже работ. Уже через пару лет оба они стали миллионерами.