Страницы

пятница, 30 октября 2020 г.

Художники Вселенной

Космос многих притягивает своей загадочностью.

Почему музыку 
Иоганна Себастьяна Баха 
называют космической?

Коль слышал я, как Бах звучит,
Душе преграды нет временной,                                                                                            Она уже давно парит
В просторах бездны во Вселенной.
                                                                                                                                                                                             
Ночной, бескрайний небосвод,
Его сонатами шифрован,
На партитуре звёздных нот,
Печалью вечной заколдован.

Астральный дух его октав
Грустит во мне неумолимо,
Я ощущаю с Богом сплав,
И трепет сей — необъяснимый.


5 класс 

https://youtu.be/ofnm01lkEUk      Бах. Чакона. Орган.   Стр. 132-133   ответы стр. 133, 134

https://youtu.be/tQQ2qXdVSFg   И.Бах - "Органная прелюдия и фуга (соль минор)"

6 класс

https://youtu.be/y51lAT1PIIU                                                                                                   

И.С.Бах. Хоральная прелюдия g-moll  

Учебник,   стр. 70-71

https://youtu.be/TxArQfDmvL8

https://youtu.be/7Cu8qCoKs5A

И. С. Бах - Фуга до минор, ХТК, том 1       

Учебник, стр. 66-69  

Ответить на вопросы: стр. 67,69,71.

И. Бах Хоральная прелюдия фа-минор (пер. А. Чернецова) / J.S. Bach Choral prelude F minor, 2004


И. Бах. Высокая месса си минор (Kyrie Eleison)  https://youtu.be/yGfs-MOrzQU

 7 класс
Новый учебник, стр. 58-59. (Старый учебник стр. 88-89).
Ответить на вопросы 1-2. стр. 59.

И С Бах. Органная прелюдия и фуга C dur. https://youtu.be/FnPwt3XwG6A 

- Какой инструмент имитирует звучание органа?

Сопоставьте звучание этих двух инструментов.

И. С. Бах Прелюдия и фуга ля минор   https://youtu.be/dluzU9uxsKc


    «Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции?                                                                                                                                                                                                   Vincent Ван Гог 

"Звёздная ночь"  Ван Гог

"Hoчнaя meppaca. кaфe", 1888 г.

"Звёздная ночь над Роной"

"Дорога с кипарисом и звездой" 

- Какими видит художник   звёзды,  и как их пишет, какими приёмами ?

Самое интересное - 
в 2016 году космический аппарат, запущенный с космической станции «Юнон», достиг Юпитера. Первыми были получены фотографии атмосферы планеты. При изучении снимков Амелия Каролина Спаравигна увидела необычную идентичность вихревых образований и пятен в атмосфере Юпитера и воздушных завихрений, похожих на полотне Ван Гога  «Звёздная ночь».

Можно ли увидеть звук?

Можно ли услышать цвет?

Прослушайте музыкальное произведение:

https://youtu.be/qPNtI2wM9Yo

Знакомо ли вам это произведение?
Что нового вы увидели в этом видеоролике?
Можно ли связать увиденное и услышанное вами со звёздным небом Ван Гога?

https://youtu.be/0sFgnaPCPpA     Скрябин - Патетический этюд (ор.8 №12)

«Я пришел поведать Вам 
Тайну жизни. 
Тайну смерти, 
Тайну неба и земли».

                 А.Н. Скрябин

https://youtu.be/VHU0g55TYCk   Гении Александр Скрябин 

Александр Николаевич Скрябин - композитор, который хотел видеть свою музыку и верил, что это сбудется, он мечтал, чтобы его музыка звучала в космосе. 

  "Прометей" ( Поэма "Огня" )

 https://youtu.be/OKLqYuRgKss

«Прометей» – это активная энергия вселенной, творческий принцип. Это - огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода».

                                                                                                                                          А.Н. Скрябин

Михаил Казиник "Космос Скрябина". https://youtu.be/9oXUJlJ7q3E

- Почему появилось желание ещё в начале прошлого столетия, у композитора Александра Скрябина, увидеть и показать всему миру свою музыку?

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков - звукоряд - семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого “цвета” та или иная нота-звук:
До – красный
Ре - фиолетовый
Ми – синий
Фа – голубой
Соль – зеленый
Ля – желтый
Си – оранжевый

Когда звезда моя пожаром разгорится,
И землю свет волшебный обоймет,
Тогда в сердцах людей огонь мой отразится,
И мир свое призвание поймет.
                                                                    (А.Н. Скрябин)

"тастьере пер люче"

Скрябин всю гамму До мажор и сочинения, созданные из звуков этой гаммы, видел в красном цвете, а Ля мажор воспринимал как зеленый. Чтобы увидеть свою музыку Александр Николаевич создал прибор.

(Римский-Корсаков До мажор воспринимал как белый, а Ля мажор - розовым).

исполнение «Прометея» в США - с дымами, запахами и т.д. (Нью-Хейвен, 1971 г.). 

(Кандинский+Скрябин) 21 июня 1996 г. Казань. 

К. Юон. Новая планета. 1921 г.

«Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты,
солнца и фантазии, в заколдованную страну. »
М.-К. Чюрленис

https://youtu.be/6hkxxfxNspQ   Чюрленис. Прелюдия

https://youtu.be/nPqN3fMbxd4     Чюрленис. Прелюдия ля минор  



М. Чюрлёнис. "Звёздная соната
     Микалоюс Чюрлёнис пытается соединить свою музыку и живопись. 

 

https://youtu.be/gnpL9_yjteo   Чюрленис «Море», симфоническая поэма 

Михаил Казиник, часть 1    https://youtu.be/JwjtM2_BOkc
Михаил Казиник, часть 2    https://youtu.be/KQCDtHqvoHU

 





Учебник 5 класс, стр. 134-137. 

Ответить на вопросы,  стр. 136-137


В чём единство этих художников Вселенной?

воскресенье, 25 октября 2020 г.

ВИДИМ, УЧИМ, ТВОРИМ - учителя ИЗО и МУЗЫКИ Лицея 533

       Сейчас с новыми информационными компьютерными технологиями мы всё дальше и дальше уходим от 90-х годов, когда я не понимала возможности компьютера, он мне казался ненужной загадкой. Но выяснилось, что это самый первый помощник на уроках в показе учебного видеоматериала. Как стремительно начал меняется мир с приходом интернета, да и мы сами вместе с ним. Изучая компьютерные технологии, мы уже мыслим по-иному. И конечно, следует учитывать особенности современных учеников, которые в курсе информационных технологий. Поэтому помимо традиционных целей и задач педагог должен вовлечь учащихся в учебный процесс благодаря компьютерным технологиям. - Как научить наших учащихся видеть, слушать и понимать предметы искусства? - Как через творчество привить ученику чувство вкуса? - Как передать ребенку способность видеть все многообразие искусства и помочь расширить его представление о мире? Ответить нам на все вопросы помогают информационные технологии. В общеобразовательной школе часто недооценивают роль гуманитарных предметов, а вместе с тем духовный мир человека формируется на основе художественных произведений. «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, иначе мир ждет катастрофа, так как исчезнет противовес бесчеловечному технократическому прессингу», говорил Д. Лихачёв. Действительно, если убрать все гуманитарные науки из нашей жизни, жизнь на земле будет невозможно представить в обычном понимании. К чему мы все придём? Мир поглотит Абсурд, Технократия, Бездушие, Гонка вооружения, потому что с исчезновением гуманитарной культуры, исчезнут духовные качества человечества: Истина, Доброта, Красота, Сострадание, Любовь к ближнему. Человек не будет развиваться духовно, и мир рухнет, потому что, «левополушарное мышление носит преимущественно аналитический, а не синтетический характер, в то время как правое — наоборот, синтетический и больше связано с новизной и творчеством», - говорит доктор психологических наук А.Н. Поддьяков. Многие ученые (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова и др.) подчеркивают, что именно в искусстве заключен опыт человеческого отношения к миру. Осваивая произведения искусства, человек знакомиться с опытом различных поколений людей. Искусство формулирует и выявляет общечеловеческие ценности, помогает найти своё место в социуме, способствует выводу человека из кризисных состояний, формирует культуру личности и только поэтому гуманитарные предметы включены в школьные программы. Современная жизнь диктует школе жесткие требования: это высокое качество образования, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в обществе, быть толерантным. Качество образования диктует изменения образовательных технологий. П. Флоренский писал - «задача искусства – именно связывание отдельных элементов, чтобы сделать их телом целого». Предметы Изобразительное искусство и Музыка достаточно сложны для самостоятельного изучения, и с появлением новых технологий значительно сократилось время на подготовку и объяснение новых тем, улучшилось визуальное качество учебного материала. Мультимедийная установка помогает учителю шире, доходчивее и красочнее раскрыть художественный образ и донести его до каждого обучающегося. Меняется сама структура урока и подготовка к нему, появляются новые дидактические материалы, сайты, блоги, и повышается уровень компетентности педагога, а этим самым повышается уровень знания обучающихся. Интеграция уроков Музыки и Изобразительного искусства позволяет учащимся лучше увидеть, услышать и понять целостно изучаемый объект, умение анализировать, сравнивать и делать выводы, а так же творчески самореализовываться. Учитель и ученик включается в активный совместный творческий процесс. При этом объём нового материала увеличивается вдвое, т.к. дополняется со стороны разных видов искусства. Интегрированные уроки сами по себе нестандартны и привлекательны для учащихся, т.к. поневоле у них создаётся заинтересованность и мотивация к учёбе. Доктор психологических наук, российский профессор А.Н. Поддьяков говорил: - «При всей полноте смыслового объема, на интегрированных занятиях, ученик не испытывает той угнетающей нагрузки, как на традиционных». Предметная интеграция Изобразительного искусства и Музыки не выглядит обособленно от других видов гуманитарных культур, т.к. на уроках необходимо просматривать видео, прочитывать стихи, станцевать, спеть, вспомнить или расширять свои знания по всемирной истории, географии и т.д. Изобразительное искусство и Музыка – это два разных вида искусства по восприятию (как, впрочем, и остальные виды искусства). Один образ, одна тема в каждом виде искусства выражается по-своему, но если образ объединяется несколькими видами искусств, то он становиться цельным, понятным и значимым. Музыка Живопись Слышимое; Живёт во времени; Устремлено к отображению внутреннего мира; Развивает воображение и творческое начало. Зримое; Неподвижное, статичное, пространственное; Обращено к внешнему отображению окружающего мира человека, его чувств, переживаний; Развивает воображение и творческое начало. «Немая поэзия», «говорящая живопись», - высказывался об этих двух видов искусств Лессинг. Одним словом, любой образ, любая идея, любая мысль может воплотиться в любом из видов искусств, лишь способ восприятия будет разный. Все способы восприятия и выражения восходят к единому корню, по мнению П. Флоренского – «деятельности сознания». В словаре по изобразительному искусству можно прочесть: «Зрение соединение видимого и мыслимого, слово – мыслимого и переживаемого». Изобразительное искусство Музыка композиция форма линия мелодия ритм, орнамент ритм тон цвета тембр цветовая гамма, палитра звуковая палитра, регистр пятно аккорд фактура мазка фактура статика-динамика темп колорит лад цветовой фон динамика контраст цвета и тона контраст разнохарактерных приёмов стили и направления стили и направления миниатюра миниатюра нюанс нюанс этюд этюд теплый или холодный цвет, оттенок, колорит теплый или холодный звук – низкий или высокий Можно сделать вывод, что гуманитарные виды культур и даже различные науки успешно и вполне естественно между собой интегрируют. Ю. Лотман в своей книге «Статьи по семиотике искусства» пишет, что «наука и искусство – это два глаза человеческой культуры». «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображение настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ», говорил Н. Римский-Корсаков, который высоко ценил и понимал живопись и умел сам рисовать. Так можно ли увидеть звук и услышать цвет? Как мы соединяем два вида искусства в урочной и внеурочной деятельности? I тип урока: «Шумы, звуки и музыка в визуальном восприятии». А). На начальном этапе учащиеся пытаются понять, узнать или угадать и передать изобразительно свои слуховые ассоциации через выбранные ими художественные материалы живописи, графики и средства выразительности. Б). Прослушав песню на иностранном языке или минусовку песни, попытаться по эмоциональному настрою описать её, понять и изобразить. В). «Знакомство с инструментами симфонического оркестра». Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений с ведущими инструментами оркестра и их образное восприятие с выходом на творческий продукт – зарисовки, композиции и т.д. Г). На основе музыкального фильма Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна. «Звуки музыки», учащиеся создают каждой ноте свой цветовой образ и форму. Задания выполняются индивидуально и в коллективе. II тип урока: «Фольклор и орнамент», «Фольклор и ДПИ». Прослушивание, исполнение и обсуждение народных музыкальных произведений. Выявление особенностей формы и цвета в предметах народно-прикладного творчества. Цель темы – увидеть единство фольклора с народным изобразительным творчеством. Задания: А). Абстрактно графически отобразить на бумаге мелодию народной песни (танца, хоровода). Ученики, прослушав музыку, отображают её характер, т.е. ритм через линию, а высоту звука через характер линий и узоров (резкие, плавные, ритмичные, прерывистые, мягкие или твёрдые и т.д.). Тембр мелодии подскажет цвет. Б). Передать образ народного музыкального искусства другими материалами: аппликация, живопись, скульптура. Так яркий африканский фольклор подвиг нас на создание собственных танцев, ритмов, орнаментов, коллажей, маракас, масок и прочих коллективных заданий. III тип урока: «Музыка, цветовой колорит и образ». Учащиеся прослушав музыку, дают ей эмоциональную характеристику, сравнивают её с цветовой гаммой, художественными символами, подбирают живописные произведения мастеров. Одним из таких занятий, является урок «Ноктюрн». Ученики знакомятся с музыкальными произведениями В. А. Моцарта, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, Л. Бетховена и подбирают к ним предлагаемые произведения художников. Творческим итоговым заданием даётся прослушать необсуждаемое музыкальное произведение и на этой основе выполнить свою творческую работу. IV тип урока: «Музыка и иллюстрация». На уроках прослушивается и обсуждается музыка Ф. Листа и Ф. Шуберта; зачитываются стихи В Гёте в переводе В. Жуковского; обсуждаются музыкальные образы, ассоциируются музыкальные образы с цветом, ритмом, показывается небольшой видеоряд живописных произведений, - и только потом даётся практическое задание: А). 1 задание: Индивидуальное, творческое. Выполнить шрифтовую иллюстрацию к произведению, используя текст стихотворения. Передать образ выбранного литературного героя с помощью стихотворных строчек вместо штрихов и линий. Стихотворные строчки должны соответствовать литературному и музыкальному образу. Б). 2 задание: Коллективное, творческое. Ленточная композиция по музыкальному произведению. Исполнение смешанной техникой. IV тип урока: «Музыка, танец, цвет, ритм». Выполнение коллективной композиции на тему «Болеро» М. Равеля. Внимательно прослушав произведение, учащиеся определяют темы, темп, ритм, цветовые гаммы, и объединяют их в единый образ. Класс разбивается на четыре группы для выполнения своих творческих заданий. 1 группа: Символически изобразить первую тему испанского танца «Болеро». Подумайте, как можно передать графически развитие темы? Через какие формы и цвет? Попробуйте переложить своё восприятие музыки на бумагу. 2 группа: Символически изобразить вторую тему испанского танца «Болеро». Подумайте, как можно передать графически развитие темы. Через какие формы и цвет? Попробуйте переложить своё восприятие музыки на бумагу. 3 группа (поделиться на 2 подгруппы: А, Б) А). Какие инструменты передают ритм танца «Болеро»? Меняется ли на всём протяжении произведения этот ритм? Как, какими материалами, лучше, графически передать услышанный ритм на бумаге? Б). Какую роль играет аккомпанемент? Как и когда звучит аккомпанемент в танце? Попробуйте передать аккомпанемент графическим языком, используя форму и цвет. 4 группа Кода – кульминация. Вспомните, как заканчивается произведение? Каким вы видите финал? Каким графическим символом вы представляете финал танца в рисунке? VI тип урока: «Пейзаж и музыка». В этой теме «Осеннее настроение» чётко прослеживаются и другие виды искусства, говорим о цветовом и музыкальном колорите, об образе, состоянии души, прочитываются стихи, просматриваются видео, рассматриваются художественные произведения, выбираются более подходящие, и устраняются совсем не подошедшие картины к прослушиваемой музыке. Творческое задание: Выполнить пейзаж в живописи, по мотивам музыкального произведения, соблюдая композицию, ритм, колорит. VII тип урока: «Исторические музыкальные и визуальные образы». Л. Бетховен «Эгмонт». Просмотр исторической живописи и скульптуры на тему «Эгмонт». Задание: Увидеть и передать графически или цветом услышанные образы испанского и нидерландского народа и их противостояние. Понять, выявить и изобразить образ Эгмонта. VIII тип урока: «Космос и мы». Прослушиваются и обсуждаются музыкальные произведения, просматриваются произведения художников-космистов. Творческое задание: на основе музыкальных произведений И.С. Баха, А.Н. Скрябина выполнить образ космоса. IX тип урока: «Дождь». Прослушиваются различные шумы дождя и музыкальные произведения, связанные с темой. Просматриваются научные видео и «Ритуальные танцы народов мира». Знакомятся с трубкой дождя и создают её сами. Просматривают видео «Дождь», «Капля дождя» и выполняют образ капли в рисунке. Прослушивают музыку М. Равеля, песни современных исполнителей и выполняют творческое задание в живописи: «Дождь на Невском»; и разучивают песни. X тип урока. «Впечатление». Прослушиваются и обсуждаются музыкальные произведения С. Рахманинова. Учащиеся знакомятся с его биографией, просматривают видео и произведения художников. Эта тема состоит из трёх уроков: «Впечатление», «Весенние воды», «Сирень». Свои впечатления от музыки учащиеся передают цветом и композицией. XI тип урока: Проекты. Работа над проектом. Объявляется тема и сроки её реализации. Класс разбивается на группы, чаще на 5 групп, каждой группе даётся определённое число заданий и вопросов. Задания должны оформляться в доклады, презентации, видео, плакаты, рисунки, музыкального исполнения и т.д. Работа может быть как самостоятельной, так и курироваться учителями. Затем вся информация излагается в коллективе. Работа над проектом зависит от многих факторов, а в первую очередь от первоначально полученной учительской информации, от времени, занятой на поисковую деятельность учениками и от качества их поисковой деятельности. При этом творческих заданий даётся много. Темы проектов: 1. «Кошки в нашей жизни». Эта тема интегрирует учебные предметы: биологию, историю, географию, литературу, музыку, изобразительное искусство, технологию. Прослушиваются музыкальные, просматриваются художественные и читаются литературные произведения, создаются рефераты по истории и распространении кошек, собираются пословицы и поговорки, афоризмы и т.д.. Учащиеся готовят викторины и кроссворды. Выполняются творческие задания «Кошки в живописи, графике, скульптуре, в музыке». Например: «Кошка и музыкальный инструмент». Исполняются песни . 2. «Нить жизни». Эта тема основана на народном изобразительном творчестве, произведениях старых мастеров, фольклоре, мифологии и интегрирует многие учебные предметы. 3. «Петрушка». Тема объединяет: А). Народный театральный фольклор с классической музыкой И. Ф. Стравинского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта и современных музыкальных произведений. Б). История шарманки и произведений музыкального искусства. В). Произведения изобразительного живописного искусства на эти темы. Г). История появления народного героя Петрушки в разных странах. Д). Балет. Дягилевский театр. Е). Декорация и театральные художники. Ё). Масленица. Задание: 1. Прослушивание музыкального материала по теме. 2. Просмотр видео. 3. Выполнение домашних рефератов по данной теме. 4. Выполнение коллективной композиции в классе. 5. Выполнение театральных кукол в классе. 6. Подготовка сценария «Петрушка». 7. Театральная постановка. 8. Петрушка в народном лубке. 4. «Ветер». Эта тема объединяет многие учебные предметы, науку и технику. Задание: 1. Прослушивание музыкального материала по теме. 2. Просмотр видео «Ветер в живописи», «Ветер в скульптуре и архитектуре». 3. Просмотр художественных произведений и видео. 4. Выполнение домашних рефератов по данной теме. 5. Выполнение творческих заданий в классе. 6. Выполнение иллюстрации к сказке С. Савицкой «Быль». Не все наши интегрированные уроки вошли в данную презентацию, а многие еще в проекте. Но хочется отметить последний блок интегрированных уроков под названием «Ленинградская симфония», завершением которого была создана коллективная композиция 6г класса. Этот блок является частью совместной конференции, посвященной 75-летию прорыва Блокады Ленинграда, которая началась с прослушивания «Симфонии №7» Д.Д. Шостаковича. Приятно отметить тот факт, что конференция объединила: Музыку, где каждый класс участвовал в «Битве хоров» и представлял газеты-плакаты к своей песне; Изобразительное искусство, на уроках которого обучающиеся знакомились с документальными фотографиями Блокадного Ленинграда и создавали свои творческие композиции; Историю, где многие обучающиеся подготовили и выступили со своими сообщениями; Литературу, где желающие декламировали стихотворения Ольги Берггольц. Данная конференция задействовала широкий спектр учебных предметов, охватила большее количество участвовавших ребят, и способствовала эмоциональному восприятию данного исторического события. Благодаря всестороннему познанию одной темы, учащиеся не только закрепляют основной учебный материал, но и стремятся повысить свой самообразовательный уровень вместе с нами. На основе наших интегрированных занятий, мы хотим, чтобы учащиеся ставили бы перед собой вопросы: Для чего я учусь? Могу ли я вместить в себе этот мир и найду ли я себя в этом мире? И находили на это свой положительный ответ. Поэтому мы считаем, что основная задача интегрирования в сфере образования - не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего всех нас мира и его разнообразии. У нас ещё много планов впереди, многие темы в разработке. 
            Хотелось бы сотрудничать с коллегами – единомышленниками и обмениваться опытом. 

  Литература: 1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1987. 2. Каган М.С. Мир общения. М., 1988. 3. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. История философской мысли. М. 2000. С 115. 4. Лотман Ю. «Статьи по семиотике искусства», СПб., 2002, С. 265 5. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006. https://docviewer.yandex.ru/view/317352946/?*=XHrGpOu3qtkqxeMn0BM4Brkwmu17InVybCI6Imh0dHA6Ly9wc3lzdHVkeS5ydS9maWxlcy9Qb2Rk

воскресенье, 18 октября 2020 г.

Внеурочка. Радужная птица.

Не догадались, что это за радужная птица? Тогда угадайте загадку Красноватый огонёк Чуть поляну не поджог. Он краса лесных полян, Родич курицы — ...
А фазан собой гордится. Прямо радуга - не птица! Он гостям ужасно рад - Демонстрирует наряд. Как вы видите фазаны, своим оперением бывают разными по цвету, поэтому, приготовьте столько карандашей, сколько цветов у радуги и положите их перед собой. Получается радуга? Перед вами лист по горизонтали. Подумали, как будем рисовать? Посмотрим где середина фазана? На какую геометрическую фигуру похоже тело фазана? На овал и яйцо. Фазан сам вылупился из яйца. Нашли середину на листе бумаги. От середины в сторону влево или вправо тело фазана.
 - Что от середины от тела фазана будет?
 - Хвост фазана какой длины?
 - На что похож хвост фазана? 
 - На что похожа спинка фазана? 
 - Как выделяются крылышки у фазана? Природа фазана так раскрасила искуссно. 
 - А вы в какие цвета оденете? 
- Жёлтый цвет хорошо смотрится рядом с каким цветом?
 - Вы внимательно прослушали песенку? 
- Какого цвета курточка у фазана? 
- Где находится ваш фазан, на лугу или на ветке? 
- Что любит клевать фазан? 

         Илья Машков. Дама с фазанами. 1911 г.
- С кем любит дружить фазан?


Поль Гоген.

 "Пейзаж с фазанами"


Б. Кустодиев "Натюрморт с фазанами"
Как видите, художники фазана тоже любят рисовать.

Конструкция деревянной избы

 

    Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое впоследствии стали применять в кирпиче. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов. На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень. Вспомните, что символизировал образ коня? Конь часто был символом солнца, движущегося по небу. Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правый – вечернее, заходящее. В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли. Какой смысл они несут? Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные». Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром. Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон. Помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломаные линии, точки символизировали молитву, охраняли от злых сил, были «оберегами». Одним из важных элементов украшения избы были наличники. Вслушайтесь в это слово: «наличник» – «находящийся на лице». Фасад дома – это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщённо, декоративно они решены. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно!

После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.

Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.

фасад: галерея - гульбище и светёлка