Страницы

воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Хокусай проживший вечность...

Искусство правда или ложь? 

 Должно ли быть искусство волшебной сказкой?

"Лишь только небо и земля
Разверзлись, - в тот же миг,
Как отраженье божества,
Величественна, велика,
В стране Суруга поднялась,
Высокая вершина Фудзи!"
                           
                                  Ямабэ Акахита.
Кацусика Хокусай считал, что "даже ложь, если хочешь сделать её сильной, должна опираться на правду деталей и реализм - это не что иное как свежая сила, необходимая для того, чтобы сделать мир лжи жизненным".


"Гора Фудзи - единственная и самая высокая, так и произведения старца единственны и и выше полутора тысяч дзё"
                                                                                                  Рютей Танехико.

Пять красок: красная (бэни), желтая (ки), синяя (аой), белая (сирой) и черная (суми) соотносились с пятью первоэлементами природы, со странами света, с планетами и со звуками. С синим/зеленым цветом ассоциировались Восток, весна, дерево, ветер, бирюзовый дракон (водный дракон), насекомые, гуманность символизировал весну и человечность. 
Белый цвет отождествлялся с Западом, с осенью, с металлом, был воплощением справедливости, а белая одежда - знаком скорби. В старину думали, что все другие, смешанные цвета вызывают неприятные явления, намекают на предосудительные качества и потому их старались избегать и в искусстве, и в повседневном обиходе.
"Красная Фудзи") красный цвет горы олицетворяет солнечное начало, выступает как символ Японии, издавна известной под названием страны "Восходящего солнца" (название Японии "Ниппон" буквально означает: "исток, начало солнца"). Но в этой гравюре, как и в большинстве листов серии, заключено и более широкое обобщение, высказана мысль о единстве противоборствующих энергетических сил мира, об уже упоминавшихся выше двух началах, так называемых "инь-янь", воссозданных в данном случае цветом, - красным цветом горы и глубоким синим цветом неба.

 Желтый цвет соответствовал понятиям центра, земли, Юга, природной сущности грома, символизировал искренность и человека. Черный цвет обозначал Север, зиму, страну смерти, луну, воду, мудрость и рассудительность. С ним были связаны черепахи и пресмыкающиеся.

Почему отражение Фудзи изображено Кацусика Хокусаем неправильно?
Хокусай прожил 89 лет .....
"В 6 лет я старался верно передавать формы предметов. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я изучил строение животных, птиц, насекомых и растений. Поэтому могу сказать, что до 80 лет мое искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка - будут сама жизнь. Те, кто будет жить долго, смогут увидеть, что я сдержу свое слово".  

Символичен ли цвет в творчестве Хокусая?

«Когда изучаешь японское искусство  — становишься счастливее и радостнее»
Винсент  Ван Гог

Русское искусство символично?






5 комментариев:

  1. Почему нас так привлекает японское искусство?

    ОтветитьУдалить
  2. "Японская гравюра привлекла европейцев прежде всего своим сложным эмоциональным миром, неожиданной декоративной красотой, узорчатостью линий, «удивительной краткостью художественного восприятия и его воплощения" (Остроумова-Лебедева).

    ОтветитьУдалить
  3. «Когда изучаешь японское искусство — становишься счастливее и радостнее», — говорил голландский художник Ван-Гог, любуясь японскими гравюрами, о которых в 60-х годах XIX века впервые узнали в Европе и сразу же приняли как произведения настоящего большого искусства.

    ОтветитьУдалить
  4. Японское искусство красивое. Оно притягивает.

    ОтветитьУдалить