Страницы
понедельник, 18 ноября 2019 г.
пятница, 1 ноября 2019 г.
Ритм и цвет мастер-класс
Этапы
мастер-класса
|
Время
|
Основное
содержание мастер-класса
|
Деятельность
ведущих
|
Деятельность
участников
|
1
|
1 мин.
|
Презентация
совместного педагогического опыта.
|
Показывают
Рассказывают
|
Смотрят.
|
2
Вступление учителя
музыки.
|
5 мин.
|
Включает фрагмент
художественного фильма “Большой вальс” с
музыкой
Иоганна Штрауса - сына.
●
Можем ли мы по
данному фрагменту из фильма сказать, что герои связаны с музыкой?
●
Как вы это
поняли?
●
Герои только
поют?
●
●
Что слушают?
Звуки чего?
●
А они
одинаковые?
●
А с чего все
началось?
●
Он ровный или
не ровный? На какой счет?
●
Послушайте
свой пульс. Он совпадает с данным пульсом?
●
В
чем разница?
- 3 доли - шага придают танцевальность.
●
А
какая фигура лежит в основе танца?
●
А
мелодия движется с остановками?
●
А
ритм ровный или не ровный?
●
А
где происходит действие в фильме?
●
Отсюда
название вальса “Сказки Венского леса” Иоганна Штрауса - сына.
|
Герои слушают.
Природы, леса.
Стука колёс.
Пульс, на 3.
Просит прохлопать
в ладоши.
Счет на 2 и на 3
доли - шага.
Танец вальс.
Круг.
С
интервалами.
Поём ,
рисуем в воздухе круги руками.
Не ровный,
стремится к сильной доле.
Австрийский
композитор XIX века, “Король” вальсов.
|
Слушают.
Называют.
Отвечают:
Пульс, сильная
доля, ритмы, мелодии, тембры.
Прохлопывают
пульс, ритм.
Пропевают мелодию.
Делают вывод:
Мелодия состоит из
повторяющихся интонаций и ритмов.
Отвечают.
|
3
Основная часть урока.
Учитель ИЗО.
|
5 мин.
|
●
Если
в музыке вальса повторяющиеся элементы, то в изобразительном искусстве где мы
их можем найти?
●
Можно
ли изобразить эту музыку на бумаге?
●
Выберите бумагу того цвета и разложите её
перед собой.
●
Как
можно передать ритм этими цветами?
●
Какие
символы, связанные с фильмом подойдут сюда?
●
Есть
ли в ритме доминантная фигура и как её можно определить?
●
Какой
доминант вы выберете для своей работы?
●
Как
это можно выполнить на бумаге?
|
Задаёт вопросы.
Показывает
варианты композиций.
Предлагает
подобрать цветную бумагу.
Обсуждает выбор.
Показывает
презентацию и рассказывает о методе Анри Матисса.
|
Смотрят,
обсуждают, выбирают, делают выводы:
●
ритм
- это орнамент в рисунке;
●
-
ритм создаётся повторением и цветовым контрастом;
- ритм создаёт
впечатление движения;
- цвет, форма
предмета, расстояние - создают определённый ритм и настроение.
Отвечают, выбирают
символы вальса на основе фильма.
Приходят к
выводу:
●
В
вальсе движения повторяются с определенными интервалами.
●
Орнамент
- композиция из повторяющихся элементов.
|
4.
Основная часть урока.
Учитель ИЗО.
|
19 мин.
|
Попробуйте
выполнить орнамент из выбранных вами символов.
|
Даёт задание.
Следят.
Комментируют.
Советуют.
Направляют.
Одобряют.
|
Складывают бумагу
послойно и вырезают.
Составляют композицию.
Советуются.
Приклеивают.
|
Рефлексия.
|
Получить
удовольствие от прослушанной музыки и цветовой композиции. Понять, что
орнамент создаётся благодаря:
ритму, контрасту
цвета и тона, цветовому сочетанию, фактуре, форме, доминантной фигуре,
статике и динамике.
|
среда, 23 октября 2019 г.
Древнерусские знаки и символы
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. А делал он это при помощи искусства. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой, с женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.
В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло.
Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Образ мирового дерева запечатлен и в литературе («Слово о полку Игореве», «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя). Н.В.Гоголь писал: Есть где-то, в какой-то далекой стране такое дерево, которое шумит вершиной в самом небе, и бог сходит по нему на землю ночью перед светлым праздником».
Поэт Сергей Есенин сказал однажды: «У россиян все от Дерева - вот религия мысли нашего народа». И пояснил, зачем и почему дерево вышивается обычно лишь на полотенцах – рубашках. В этом глубокий смысл. «Дерево – жизнь. – Пишет поэт. – Каждое утро, встав ото сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения... Вытирая лицо свое о холст с изображением дерева, наш народ немо говорит о том, что не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева, и, прибегая под покрова его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках хоть малую ветвь его, чтобы подобно дереву он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей – рук тень – добродетель».
Выводы
ДРЕВО ЖИЗНИ - один из вариантов
образа Древа Мирового. Древо жизни актуализирует мифологические представления о
жизни во всей полноте ее смыслов и, следовательно, противопоставлено Древу
Смерти, гибели, зла. Нередко Древо Жизни способно отражать и отрицательный член
противопоставления жизнь – смерть. Именно поэтому образ Древа Смерти
несравненно менее распространен, чем образ Древа Жизни. Идеи изобилия, высшей
степени плодородия с Древом Жизни объясняет частный образ двойных (или
спаренных) деревьев и соответственно двойных плодов. Нередко встречается образ
двух деревьев, одно из которых принадлежит мужскому духу, а другое – женскому,
а также такие варианты двойных Древ Жизни, как мотивы двух тянущихся друг к
другу деревьев.
Древо Мира в известном смысле и в определенных контекстах становится моделью культуры в целом, своего рода «древом цивилизации» среди природного хаоса. Особая роль Древа мирового для мифопоэтической эпохи определяется, в частности, тем, что для Древа мирового выступает как посредствующее звено между вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения. Образ Древа мирового гарантировал целостный взгляд на мир, определение человеком своего места во вселенной.
Подробнее: https://peterburg2.ru/restplaces/skulptura-derevo-zhelaniy-v-kronshtadte-11936.html
«Дерево держится корнями, а человек — друзьями».
Дерево от плодов, а человек от дел познается
«Дерево не поранишь — соку не достанешь».
«Дерево немо, а невежу учит».
«Дерево ценят по плодам, а человека — по делам».
«Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят».
четверг, 3 октября 2019 г.
Близкая тема в искусстве у разных художников
Почему тема "Блудный сын" общечеловеческая тема?
Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности?
- Что такое Вавилонская башня – каким символом она является: символ единства людей всей планеты или знак их разобщённости?
- Почему люди не всегда друг друга понимают?1. На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
четверг, 19 сентября 2019 г.
Бумажный звук
Задумывались ли вы, что у каждого звука своё лицо?
Расшифровать такие послания можно с помощью приложения
PhonoPaper, доступного для iOS и Android.
Проводя линией «сканера» над листом бумаги, пользователь
будет слышать закодированный в нём звук.
- Печать и воспроизведение звука на бумаге