понедельник, 18 ноября 2019 г.

Фриденсрайх Хундертвассер



Носки

Почему носки называются носками?
Носки носят все. Ну или почти все. Мы надеваем носки с носка ступни. Встаём на носочки.
 Да, есть такая часть тела - это передняя часть ноги, там, где располагаются пальцы.



пятница, 1 ноября 2019 г.

Ритм и цвет мастер-класс


Технологическая карта
Тема интегрированного мастер-класса: Ритм и цвет
Ведущие мастер-класса:
Грахова Елена Вячеславовна – учитель музыки;
Логинова Ольга Васильевна – учитель изобразительного искусства.
ГБОУ лицей № 533.

Аннотация
           Всем, кто хочет услышать и увидеть музыку, украсить интерьер своими руками и получить от соприкосновения к искусству удовольствие – приглашаем на наш мастер-класс, где царствуют в единстве музыка, кино и изобразительное искусство.

Ритм и цвет
мастер-класс
(выполнение орнамента в смешанной технике или аппликации)
Тип мастер-класса: комбинированный, интегрированный.
Работа может выполняться по выбору участников: индивидуально или коллективно.
Цель мастер-класса:
- Попытаться создать творческую композицию на основе музыкального произведения по заданной теме;
Задачи мастер-класса:
- Помочь увидеть и передать в рисунке музыкальный образ;
- Показать неразрывную связь искусств: музыки, кино и изобразительного искусства.
Оборудование ведущих:
мультимедийная установка, презентация, видеоматериал. 

Оборудование участников:
Цветная бумага формата А4, картон, фактурная бумага по выбору, ножницы, клей карандаш.



Этапы
мастер-класса
Время

Основное содержание мастер-класса
Деятельность ведущих
Деятельность  участников
1

1 мин.
Презентация совместного педагогического опыта.
Показывают
Рассказывают

Смотрят.
2
Вступление учителя музыки.
5 мин.
Включает фрагмент художественного фильма “Большой вальс” с
музыкой  Иоганна Штрауса - сына.
      Можем ли мы по данному фрагменту из фильма сказать, что герои связаны с музыкой?
      Как вы это поняли?
      Герои только поют?
       
      Что слушают? Звуки чего?
      А они одинаковые?
      А с чего все началось?
      Он ровный или не ровный? На какой счет?
      Послушайте свой пульс. Он совпадает с данным пульсом?
      В чем разница?
- 3 доли - шага придают танцевальность.
      А какая фигура лежит в основе танца? 
      А мелодия движется с остановками?


      А ритм ровный или не ровный? 


      А где происходит действие в фильме?
      Отсюда название вальса “Сказки Венского леса” Иоганна Штрауса - сына.











Герои слушают.

Природы, леса.


Стука колёс.

Пульс, на 3.
Просит прохлопать в ладоши.
Счет на 2 и на 3 доли - шага.
Танец вальс.
Круг.

С интервалами. 
Поём , рисуем  в воздухе круги руками.
Не ровный, стремится к сильной доле.




Австрийский композитор XIX века, “Король” вальсов.
Слушают.
Называют.
Отвечают:













Пульс, сильная доля, ритмы, мелодии, тембры.


Прохлопывают пульс, ритм.


Пропевают мелодию.

Делают вывод:
Мелодия состоит из повторяющихся интонаций и ритмов.

Отвечают.
3
Основная часть урока. 
Учитель ИЗО.
5 мин.
      Если в музыке вальса повторяющиеся элементы, то в изобразительном искусстве где мы их можем найти?
      Можно ли изобразить эту музыку на бумаге?
       Выберите бумагу того цвета и разложите её перед собой.
      Как можно передать ритм этими цветами?

      Какие символы, связанные с фильмом подойдут сюда?
      Есть ли в ритме доминантная фигура и как её можно определить?
      Какой доминант вы выберете для своей работы?
      Как это можно выполнить на бумаге?

Задаёт вопросы.
Показывает варианты композиций.
Предлагает подобрать цветную бумагу.
Обсуждает выбор.










Показывает презентацию и рассказывает о методе Анри Матисса.
Смотрят, обсуждают, выбирают, делают выводы:
      ритм - это орнамент в рисунке; 
      - ритм создаётся повторением и цветовым контрастом;
- ритм создаёт впечатление движения;
- цвет, форма предмета, расстояние - создают определённый ритм и настроение.
Отвечают, выбирают символы вальса на основе фильма.


Приходят к выводу: 
      В вальсе движения повторяются с определенными интервалами.
      Орнамент - композиция  из повторяющихся элементов.

4.
Основная часть урока. 
Учитель ИЗО.
19 мин.
Попробуйте выполнить орнамент из выбранных вами символов.
Даёт задание.
Следят.
Комментируют.
Советуют.
Направляют.
Одобряют.
Складывают бумагу послойно и вырезают.
Составляют композицию.
Советуются.
Приклеивают.
Рефлексия.
Получить удовольствие от прослушанной музыки и цветовой композиции. Понять, что орнамент создаётся благодаря:
ритму, контрасту цвета и тона, цветовому сочетанию, фактуре, форме, доминантной фигуре, статике и динамике.









среда, 23 октября 2019 г.

Древнерусские знаки и символы

       Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых.

    Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. А делал он это при помощи искусства. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор. 

    Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

    Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

    В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой, с женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.

    В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло.

    Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

    Женская фигура (берегиня)  это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.
    Наш мир древним славянам казался похожим на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. Например, существует старинный заговор от зубной боли: «На море, на окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц. Переселись ты, зубная боль, к зайцу!» Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу.
    Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т. д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи. 
    Мировое древо - олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница. О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов.
Древо Жизни. Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Представьте себе свое дерево жизни – высокое, с пышной кроной и великолепными плодами. Как вы считаете, что является почвой для корней нашего дерева жизни, откуда мы берем жизненные соки?
Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. Посмотрите на репродукцию картины Ивана Шишкина «На севере диком…» - это гимн стойкости, жизнелюбию. 

    Образ мирового дерева запечатлен и в литературе («Слово о полку Игореве», «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя).  Н.В.Гоголь писал: Есть где-то, в какой-то далекой стране такое дерево, которое шумит вершиной в самом небе, и бог сходит по нему на землю ночью перед светлым праздником».

    Поэт Сергей Есенин  сказал однажды: «У  россиян все от Дерева - вот религия мысли нашего народа». И пояснил, зачем и почему дерево вышивается  обычно лишь на полотенцах – рубашках. В этом глубокий смысл. «Дерево – жизнь. – Пишет поэт. – Каждое утро, встав ото сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения... Вытирая лицо свое о холст с изображением дерева, наш народ немо говорит о том, что не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева, и, прибегая под покрова его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках хоть малую ветвь его, чтобы подобно дереву он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей – рук тень – добродетель».

Выводы

     ДРЕВО ЖИЗНИ - один из вариантов образа Древа Мирового. Древо жизни актуализирует мифологические представления о жизни во всей полноте ее смыслов и, следовательно, противопоставлено Древу Смерти, гибели, зла. Нередко Древо Жизни способно отражать и отрицательный член противопоставления жизнь – смерть. Именно поэтому образ Древа Смерти несравненно менее распространен, чем образ Древа Жизни. Идеи изобилия, высшей степени плодородия с Древом Жизни объясняет частный образ двойных (или спаренных) деревьев и соответственно двойных плодов. Нередко встречается образ двух деревьев, одно из которых принадлежит мужскому духу, а другое – женскому, а также такие варианты двойных Древ Жизни, как мотивы двух тянущихся друг к другу деревьев.

    Древо Мира в известном смысле и в определенных контекстах становится моделью культуры в целом, своего рода «древом цивилизации» среди природного хаоса. Особая роль Древа мирового для мифопоэтической эпохи определяется, в частности, тем, что для Древа мирового выступает как посредствующее звено между вселенной (макрокосмом)  и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения. Образ Древа мирового гарантировал целостный взгляд на мир, определение человеком своего места во вселенной.

                  Чугунное Древо Желаний высотой в 4 метра, с глазами, улыбающимся ртом и большим ухом, находящемся на стволе, расположилось в Кронштадте с 2004 года. Таблички с желаниями держат совы. Автор скульптуры Анатолий Чепурной, художник-кузнец. 
 Подробнее: https://peterburg2.ru/restplaces/skulptura-derevo-zhelaniy-v-kronshtadte-11936.html


Давайте вспомним русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:

  1. «Дерево держится корнями, а человек — друзьями».

  2. Дерево от плодов, а человек от дел познается

  3. «Дерево не поранишь — соку не достанешь».

  4. «Дерево немо, а невежу учит».

  5. «Дерево ценят по плодам, а человека — по делам».

  6. «Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят».

четверг, 3 октября 2019 г.

Близкая тема в искусстве у разных художников


Почему тема "Блудный сын" общечеловеческая тема?





Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности?

 - Что такое Вавилонская башня – каким символом она является: символ единства людей всей планеты или знак их разобщённости?

-  Почему люди не всегда друг друга понимают?

1. На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

четверг, 19 сентября 2019 г.

Бумажный звук

Задумывались ли вы, что у каждого звука своё лицо?

- Где мы можем увидеть звук? - Нотный стан. 
Нотный стан - это условные знаки.
- Где нотный стан записывают? - На бумаге. 
- Как вы думаете, а сама бумага может звучать? Попробуйте, возьмите её в руки.
- От чего зависит звук бумаги? От действия ваших рук, от соприкосновения, от её толщины и величины. Попробуйте поговорить или спеть дуэтом вместе с бумагой. Поделитесь своими впечатлениями.
- Как у вас рождался звук?
- Что у вас звучало? Ритм, мелодия.
- При этом что произошло с бумажным листом? Лист изменился, он измят где то изрядно, а где то не очень.  На листе механические следы вашей мелодии. Бумажный лист её запомнил.

Нарисуйте одной линией свою мелодию только что вами исполненную вместе с бумагой.
В графическом изображении разные звуки имеют разную величину и длину волны, а одинаковые звуки - будут повторяться. 


Обратите внимание на эти две полоски бумаги. 
- Как вы думаете, одинаково ли они будут звучать?
- Можно ли услышать звук, мелодию,  глядя на эти листы бумаги?
Оказывается современная наука и техника идёт к этому. 

Как изобразить звук и воспроизвести его?

Расшифровать такие послания можно с помощью приложения PhonoPaper, доступного для iOS и Android. Система PhonoPaper позволяет кодировать звук в виде двумерного рисунка.

Проводя линией «сканера» над листом бумаги, пользователь будет слышать закодированный в нём звук.


История анимации


Танец вороны


Рисованный звук


"Прелюд" Рахманинова С.В.


5 класс
1.  Народный хоровод.
Посмотреть видеозапись хороводов Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной.
2.  Лядов А.К. "Кикимора".
учебник Музыка. стр. 18-19 ответить на вопросы стр. 19.
3.  Н. А. Римский-Корсаков. "Шехеразада".
учебник Музыка. стр. 20-21 ответить на вопросы стр. 21.
4. Георгий Свиридов "Снег идёт"
учебник Музыка. читать стр. 34, ответить на вопросы на стр. 35.
                                                                         
6 - 7 классы

1.  Франц Шуберт  баллада "Лесной царь"
учебник Музыка. стр. 42-45, ответить на вопросы 43-44.
2.  Л. Бетховен "Эгмонт", 
3. П.И. Чайковский. Увертюра "Ромео и Джульетта". 
 7 - 8  классы
1.  Морис Равель "Болеро".
2.  Дмитрий Шостакович 7-я симфония "Ленинградская".
3.  Мюзикл "Ромео и Джульетта" Ж. Пресгурвик. 
4. С.В. Рахманинов "Богородице дево, радуйся"



Электронные источники

- Печать и воспроизведение звука на бумаге

https://habr.com/ru/post/220061/