"Живопись - это поэзия, которую видят, а музыка - это поэзия, которую слышат"
Леонардо Да Винчи
цвет музыки или музыка цвета
Еще античные философы говорили о слиянии эффектов восприятия музыки и живописи.Соединить цветовые ощущения с музыкой пробовал Леонардо да Винчи.
Ломоносов, Вернадский, Эйнштейн также размышляли о соединении музыки и цвета.
Даже в Библии есть чудо восприятия видимого слухом, а слышимого зрением.
Аристотель писал: "цвета по приятности их гармоний могут относиться между собою подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными".
Ньютон после своих опытов по разложению с помощью призмы белого цвета на составляющие отметил, что "...ширина семи основных цветов спектра пропорциональна семи музыкальным тонам гаммы или семи интервалам между нотами октавы". Длину полоски цветного спектра он предложил принять за одну октаву, обнаружив при этом, что расстояния границ отдельных цветов от начала спектра относятся между собой как магические числа Пифагора (Пифагор получил весь натуральный музыкальный строй, используя три основные отношения интервалов. А интервалы были найдены так: сокращая вдвое колеблющуюся часть струны путем нажатия пальцем на ее середину, звучание становилось на октаву выше; звук квинты возникал при сокращении длины струны до двух третей, а кварты до трех четвертей).
Эта аналогия согласовывалась также с древним учением о гармонии сфер, о котором было известно из трактата Кеплера "Гармония мира".
Как известно, некоторые композиторы (в частности, Римский-Корсаков и Скрябин) обладали феноменом цветного слуха, т.е. они не просто слышали музыку, а видели ее в цвете, опираясь на собственное восприятие того или иного звука (которое, правда, у них различалось).
Скрябин связывал цвет и тональности и полагал, что цветосветовая окраска должна быть общей для всех людей, обладающих цветным слухом. Он рассказывал, что модуляции в другую тональность влекут за собой изменения цветовой гаммы, при этом иногда цвет или его изменения ощущаются им раньше, чем осознается тональность или ее изменения. Ряд тональностей представлялся Скрябину преимущественно в смешении цветов, например, соль - красно-оранжевый, ля - желто-зеленый и т. д. Цвета тональностей с большим количеством ключевых знаков он относил к ультрафиолетовым и ультракрасным частям спектра, цветам с металлическим блеском.
Зная все это, подумалось вдруг о том, какие невероятно прекрасные картины могли возникать в голове у того же Скрябина при прослушивании музыкальных произведений. Не только ассоциации, настроения и образы, а наверное, фейерверк, радуга цветов, все оттенки всей палитры красок!!! И ведь все это в движении, изменении!
В моем восприятии музыки только некоторые ноты и в определенных октавах обладают цветом, например, ми первой октавы имеет оранжевый цвет, ля той же октавы - зеленый (яркий). Бемоли дают звуку синевато-фиолетовый оттенок, а диезы - желтоватый. А вот если бы видеть все цветозвуки, то можно было бы написать картину, например, "Фортепианный концерт нр. 1 Рахманинова" или "Патетическая соната Бетховена"... И вообще соединить в одном порыве музыку, цвет, запах, вкус и движение... если бы это было возможно!
Свойство звуков вызывать цветовые образы было
замечено давно. Многое писалось о цветовом слухе А. Скрябина. Целое направление
в искусстве – цветомузыка – основано на этом свойстве звуков.
«Черный цвет внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мертвое. Ничто после угасания Солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды. Представленное музыкально, черное является полной заключительной паузой, после которой продолжение подобно началу нового мира, так как благодаря этой паузе завершенное закончено навсегда – круг замкнулся».
Нам всем нравятся определённые цвета и сочетания цветов, формы и фактуры
везде и во всём, музыка, песни и мелодии. Как говорится в известной поговорке: На
вкус и цвет – товарищей нет. Подойдёт ли эта поговорка к нашему уроку?
Что такое чёрный цвет? В живописи
– чёрный цвет, как и белый, относится к ахроматическому цвету – они отсутствуют
в цветовом спектре и находятся отдельно от всех цветов – молчащие цвета. Например,
Василий Кандинский исследовал ощущения цвета, и считал, что чёрный цвет это
полное отсутствие цвета, тьма, небытие, «черная дыра». Поэтому ни один предмет
не может восприниматься нами идеально черными, то есть, ничего не отражающим.
«Черный цвет внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мертвое. Ничто после угасания Солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды. Представленное музыкально, черное является полной заключительной паузой, после которой продолжение подобно началу нового мира, так как благодаря этой паузе завершенное закончено навсегда – круг замкнулся».
В. Кандинский
В декоративном искусстве умелое
применение чёрного цвета удачно подчёркивает и усиливает яркость
хроматических цветов.
Хроматические
цвет напротив имеют богатую палитру чувств. Одним цветом можно задеть струнку
человеческой души, а несколькими – создать целую мелодию. Музыка может владеть человеческими чувствами и увести его от
реальной действительности, заставить
смеяться и плакать, быть смелым и решительным, великодушным и волевым. Какого
цвета эти чувства?
«Звуки светят, а
краски поют».
К. Бальмонт
Можно ли соединить
звук и цвет?
Каждый цвет –
это звук и нота.
Чтобы наш
цветок вновь зацвёл и зазвучал, выберите цвет, фактуру и форму для вашего лепестка-нотки.
«И пусть звуки светят, а краски поют».
Аннотация к
блоку интегрированных уроков музыки и ИЗО «Звуки красок».
Данный урок «Звуки красок», входит в блок интегрированных уроков музыки
и ИЗО для 5 классов общеобразовательной школы.
Современного гиперактивного ученика трудно заинтересовать академическим
уроком, т.к. все его помыслы связаны с
виртуальным миром, и чтобы вернуть его в реальный мир, ему нужен
эмоциональный толчок, например через различные виды искусства. Именно музыка и
изобразительное искусство способны повлиять на духовный мир человека для
осознания своего места в жизни. «За четыре столетия многие педагогические
ценности переменились. Появились не только новые цели, но и средства
образования. Сегодня урок рассматривается не только как деятельность учителя,
т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения»*.
Отталкиваясь от современных педагогических технологий развивающегося
обучения, проанализировав программы по музыке и ИЗО для 5-7 классов, нами были
выделены темы, которые позволяют интегрировать уроки данных дисциплин, и
разработаны совместные уроки на тему «Звуки красок». Данные материалы
базируются на принципах целостности и комплексности музыкального и
художественного образования. Достоинством этого направления является связь
теории с практикой, нацеленность на
духовно-нравственные аспекты воспитания, а также – единство знания,
ассоциативно-образного мышления и творческой деятельности. Идеи и материалы
могут быть использованы как для учебного процесса, так и для внеурочной деятельности.
В нашем блоке уроков «Звуки
красок», мы стремимся помочь учащимся преобразовать музыкальный образ в
художественный, через интуитивное ощущение взаимосвязи звука и цвета. После
просмотра фрагмента фильма Ричарда Роджерса «Звуки музыки» и пропевания главной
мелодии, учащимся предлагается цветок, в котором скрыты ноты. Каждая группа
учащихся должна вытянуть выбранный лепесток-ноту и самостоятельно создать для
этой ноты свой ассоциативный образ, форму, фактуру и цвет. Итогом урока должен
появиться новый, созданный учащимися метафорический образ. Каждая группа продумывает
и создаёт свой образ визуальный ноты через форму, фактуру и цвет. В итоге каждая
группа представляет получившийся образ ноты, присоединив его к общей
композиции. Производится пропевание и обсуждение художественного и музыкального
образа каждой ноты. В итоге пропевается вся нотная гамма и учащихся подводят в
к выводу: «Звуки светят, а краски поют».
Интегрированные
уроки, по нашему мнению, являются формой реализации «золотого правила» Я.А.
Каменского: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами,
зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки … всеми
средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению».
Учителя
ГБОУ лицея №533:Красногвардейского района г.Санкт-Петербург.
Грахова Е.В., Логинова О.В.
ЗВУКИ КРАСОК
Тип урока –
интегрированный, коллективный: музыка и ИЗО.
Внеурочная
деятельность.
(урок рассчитан на 2 часа).
Цель:
1. Попытаться помочь учащимся передать изобразительно свои
слуховые ассоциации;
Задачи:
1. Формирование знаний у учащихся взаимодействием трёх видов
искусства: кино, музыки и изобразительного искусства;
2. Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость ко всем
видам искусства.
3. Продолжать знакомить с видами искусства XX века.
4. Способствовать
развитию: детского воображения; эмоциональной отзывчивости на произведения
живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.
5. Продолжать развивать коммуникативные отношения среди
учащихся в совместном труде.
Оборудование учителей:
- Мультимедийная установка;
- Фортепиано;
- Музыкальный фрагмент из кинофильма «Гардемарины вперёд» В.
Лебедева;
- Фрагмент видеофильма «Звуки музыки» Р. Роджерса
- Презентация «Звуки красок»;
- Баннер нотного
стана в виде круга, модель цветка с названием нот и скрипичным ключом в центре.
- Краски.
Раздаточный материал на парту:
- карточки с
информацией, связанной с темой урока;
- карточки с нотным звукорядом и мелодией из фильма «Звуки
музыки».
Оборудование учащихся:
- Кисти;
- Цветная бумага,
картон различной фактуры, фломастеры, краски, кисти, клей, нитки
цветные, жгуты и шпагаты, ткани, ножницы и прочее;
- Мобильные телефоны.
Ход урока I.
№
|
Этапы урока
|
Основное содержание
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Планируемый
результат
|
1
|
Организационный
момент
1 мин.
|
Организация, внимания
всех учащихся. Подготовка рабочего места к уроку. Приветствие учащихся.
Класс делит на семь
групп и рассаживается.
|
Включение
учащихся в учебный процесс.
Рассаживаются по
3-4 человека.
|
Умение:
- подготовиться к уроку;
- объединиться в команду;
|
|
2
|
Вступление
7 мин.
Учитель музыки.
|
Прослушивание
музыкального фрагмента песни из кинофильма «Гардемарины вперёд»
- Сегодня у нас
необычный урок, мы будим говорить на языках искусств.
- Кто догадался, о каких видах искусств будет идти
речь?
- Что помогло вам это понять?
- Музыка, какого жанра?
- Где бы вы могли слышать эту музыку?
- Для чего нужна музыка в кино?
- Можете ли вы назвать композитора, написавшего музыку
к этому кинофильму?
|
Создаёт условие для
прослушивания музыкального фрагмента.
Задаёт вопрос.
Обращает внимание
учащихся на раздаточный материал.
Предлагает
обратиться к помощи интернета.
|
Слушают
Думают
Проявляют эрудицию
Отвечают
|
Умение:
- настроиться на
рабочую обстановку;
- оперативно найти нужную информацию и дать ответ;
|
3
|
Основная часть
урока
учителя музыки.
15 мин.
|
Просмотр фрагмента
видеофильма «Звуки музыки» Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна.
- Знаете ли вы, когда появился первый музыкальный
фильм?
- Что помогло героине завоевать сердца детей?
|
Включает
видеофильм.
Задаёт вопрос и
предлагает самостоятельно найти информацию.
|
Отвечают
|
|
- С чего начинает песню гувернантка в фильме?
Слайд № 1(гамма на нотном стане)
- Что является основой песни?
Слайд № 2 (мелодия)
- Сколько нот содержит гамма?
- Все ли ноты одинаковые?
- По какому признаку они различаются?
|
(Выполняется
дыхательная артикуляционная гимнастика перед пением).
Предлагает взять
карточки с мелодией, либо обратить своё внимание на экран.
Задаёт вопросы.
|
Отвечают
Выполняют гимнастику.
Поют звукоряд.
Работа по руке.
Исполняют мелодию.
|
Умение:
- исполнять разные по высоте и наименованию ноты;
- читать и пропеть
ноты мелодии хором;
- дать правильный ответ.
|
||
4
|
Основная часть
урока учителя ИЗО.
17 мин.
|
- С чем ещё связана цифра семь в природе?
Слайд № 3 – 7.
«Радуга».
- Есть ли разница между радугами на этих слайдах?
- Сколько цвета в радуге?
Слайд № 8. «Цветные
руки»
Слайд № 9.
«Ящерицы, чёрно-белые и цветные»
- Что общего между этими рисунками?
- В чём сходство между этими рисунками?
- Как влияет цвет на наши чувства?
- Как может измениться отношение к цвету
при разной фактуре?
|
Задаёт вопросы.
Подводит учащихся к
выводу, что радуги, как и песни, разные.
Подводит учащихся к выводу, что цвет влияет на наше
настроение.
Показывает разную фактуру одного цвета.
|
Отвечают
Рассматривают.
Отвечают.
|
Умение:
- анализировать
цветовую гамму;
|
Слайд №10.
Пауль Клее
«Vocal Fabric
of the Singer Rosa Silber»
1879..1940
- Что это?
- Что здесь
изображено?
- Что вы видите на
экране?
- Какие у вас есть
предположения по поводу этих деталей?
- Как выстроена
композиция?
- Почему художник
так решил композицию?
- Что хотел этим сказать художник в своём произведении?
- Какое впечатление на вас производит эта картина Пауля
Клее?
- Какое название вы дадите этой картине?
- Какие виды искусства слились воедино в этой картине?
- Как художник передаёт звуковую палитру певицы в
картине?
- Могут ли краски звучать?
(Подводим к
выводу).
- Какой самый яркий цвет?
|
Показывает картину
Пауля Клее.
Обращает внимание
учащихся на раздаточный материал.
Предлагает
обратиться к помощи интернета (википедии).
Показывает истинное название
картины и просит перевести.
«Vocal Fabric
of the Singer Rosa Silber»
Обращает
внимание на цветовой круг.
|
Смотрят.
Отвечают.
Перечисляют.
Читают.
Дают пояснение к
картине и дословный перевод:
«Вокальная ткань
Розы Силбер».
Рассматривают.
Отвечают.
|
Умение:
- всматриваться, рассуждать, анализировать, и понимать
произведения искусства;
|
||
- Есть ли цвет у нот?
- Звучание какой ноты подойдёт к этому цвету?
- Как вы думаете, какая фактура подойждёт к каждой
ноте?
- Какой ваш самый любимый цвет?
- Какой нотой вы бы озвучили свой цвет?
|
Задаёт вопросы.
|
Отвечают.
|
|||
Даёт задание:
1. Выбрать лепесток с названием ноты для своей группы.
2. Обсудить в группе цвет ноты и озвучить своё решение.
|
Представитель
выбирает ноту.
Обсуждение в
группе.
|
Умение:
- ассоциативно мыслить;
- обсуждать в команде.
|
|||
- Что осталось от цветка?
- Какого цвета скрипичный ключ?
- Какую роль играет он в музыке?
- Чёрный цвет в природе существует?
- Какие ассоциации у вас с этим цветом?
|
Задаёт вопрос.
Подводят к ответу:
скрипичный ключ не звучит, а только открывает путь к звучанию нот, мелодии.
Объясняет значение
чёрного цвета в искусстве.
|
Отвечают.
Остался скрипичный
ключ.
Отвечают.
Пропевают все
вместе звукоряд, а затем каждая группа интонирует свою ноту.
Согласованно проговаривается
художественный материал для своей ноты.
|
Умение:
- рассуждать и анализировать;
- обсуждать в команде.
|
Ход урока II.
№
|
Этапы урока
|
Основное содержание
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Планируемый результат
|
5
|
Задание на урок
30 мин.
|
Практическое
задание.
Слайд №12.
- Чтобы наш цветок вновь зацвёл и
зазвучал, выберите цвет, фактуру и
форму для вашего лепестка-нотки.
«И пусть звуки
светят, а краски поют».
- Обратите
внимание на цветовой и звуковой круг.
- Сравните эти
два круга.
|
Даёт практическое
задание.
Задаёт вопрос.
|
Выполняют
коллективную работу по изготовлению лепестка-ноты.
Составляют общий
цветок на нотном стане, озвучивая свою ноту.
Рассматривают общую
композицию цветка.
|
Умение:
- работать сообща в коллективе;
- чувствовать цвет и звук;
- проявить свои творческие способности.
- критически мыслить.
|
6
|
Итог
1 мин.
|
- Какова тема
нашего урока?
|
Тема нашего урока:
«Звуки красок».
|
Думают, отвечают,
вспоминают
|
Умение:
- подвести итог, обобщить полученный материал.
|
7
|
Рефлексия
4 мин.
|
Звучит песня «Лети
лепесток», музыка К. Костина, слова И. Григорьевой.
|
К финалу
практической работы включают песню.
|
Получают
удовлетворение от результата коллективного труда.
|
Умение:
- оценить свой творческий результат, свои творческие
возможности в соответствии с другими участниками художественной деятельности.
|
8
|
Домашнее задание
5 мин.
|
1. Создать
страничку «Музыка и кино», записать
название понравившегося вам кинофильма, и композитора.
Прочитать историю
появления первых музыкальных отечественных кинофильмов.
2. Познакомиться с
творчеством Пауля Клее и написать эссе.
3. Выполнить свою
версию нотного цветка графическими материалами.
|
Задаёт
домашнее задание.
|
Записывают в
тетрадь.
|
Умение самостоятельно
найти информацию.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий