четверг, 4 июля 2024 г.

Ассирийские экспонаты в Эрмитаже

     Ассирийский царь небезосновательно называл себя царем вселенной: в VII веке до нашей эры, когда империя достигла своего наивысшего расцвета, ее терри­тория простиралась от берегов Нила до Западного Ирана и от Персидского залива до Централь­ной Турции. В 612 году до нашей эры империя перестала существовать: о ней помнили только благодаря Библии и некоторым античным источникам. В 1842 году Поль-Эмиль Ботта, работавший французским консу­лом в иракском городе Мосул, обнаружил руины роскошного дворца Саргона II  (по-аккадски он назывался крепость Саргона). Вдохновившись этим открытием, британский археолог-энтузиаст Генри Остин Лейард спустя три года начал раскопки на городище Нимруд. В первый же день его взору предстали целых два дворца, принадлежавших Ашшурнацирапалу II и его сыну Салманасару III. Позже стало понятно, что Нимруд, который в древности назывался Кальху, и библейский Калах — один и тот же город. В 1847 году Лейард нашел Ниневию и руины дворца Синаххериба, огромной резиденции, которую сам царь назвал «дворцом, которому нет равных».

       Настенные рельефы необыкновенно искусной работы, гигантские скульптуры крылатых быков-андрокефалов и сфинксов, резные миниатюры из слоновой кости, изделия из бронзы, обнаруженные Ботта и Лейардом, произвели в Европе сенсацию. С 1881 года раскопки стал финансировать Британский музей — с тех пор он владеет крупнейшей в мире коллекцией предметов месопотамского искусства и клинописных текстов. На выставку в Эрмитаж приехали рельефы из дворцов шести ассирийских царей, предметы из слоновой кости и бронзы, редчайшие фрагменты стенных росписей и глиняные таблички из библиотеки Ашшурбанипала — первой в мире библиотеки, в которой было собрано огромное количество литературных и научных текстов на шумерском и аккадском языках.

Рельеф с изображением царя Ашшурнацирапала II, дважды появляющимся перед древом жизни. Кальху, 865–860 годы до нашей эры
Рельеф с изображением схватки Ашшурбанапала со львом. 645–635 годы до нашей эры



Фрагмент настенного рельефа c изображением умирающего льва. Северный дворец Ашшурбанипала в Ниневии. VII век до нашей эры
Настенный рельеф с изображением военных сцен. Северный дворец Ашшурбанипала в Ниневии. 645–635 годы до нашей эры
Настенный рельеф с символическим изображением победы царя Ашшурнацирапала II в битве. Северный дворец Ашшурбанипала в Ниневии. 865–860 годы до нашей эры
Скульптура крылатого быка с человеческой головой, украшавшая ворота цитадели в Дур-Шаррукине710–705 годы до нашей эры


    Рельефы и скульптуры, как правило, делали из серо-белого гипса: его добы­вали в каменоломнях, находившихся на некотором расстоянии от столиц. Процесс изготовления и транспортировки статуи крылатого быка в деталях изображен на серии плит из ниневийского дворца Синаххериба — ее везли на полозьях по деревянным рельсам. Царь лично следил за строительством и украшением дворцов. Из переписки между Саргоном II и начальником стройки в Дур-Шаррукине мы знаем, как трудно было доставить скульптуры, весившие 40–50 тонн, к месту их установки: корабль, на который погрузили статуи, затонул — пришлось поднимать их со дна.






Комментариев нет:

Отправить комментарий