- По каким законам следует изображать предметы по мере удаления и под различным углом зрения?
- Что такое перспектива?
- Когда возникает потребность у художника изображать окружающий мир по законам перспективы?
Перспективой называют метод изображения пространственных предметов на плоскости картины, который в основном соответствует зрительному восприятию.
Слово «перспектива» в переводе с латинского
означает «ясно вижу». Основу современной теории перспективы заложили
великие художники эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и
другие.
Принято считать, что геометрическую систему центральной проекции изображения на картинную плоскость впервые разработал архитектор эпохи Итальянского Возрождения, флорентиец Филиппо Брунеллески (1377—1446).
"В первый раз он применил перспективу в небольшой картине на квадратной доске размером в половину браччья, где он изобразил наружный вид храма Сан Джованни во Флоренции... Кроме того, он изобразил часть площади, которую видит глаз... Чтобы представить небо, он поместил в том месте, где здания вырисовываются в воздухе, отполированную серебряную пластинку, так что в ней отражались настоящий воздух и настоящее небо и проплывали гонимые ветром облака. Поскольку в подобном изображении требуется, чтобы художник точно указал место, откуда следует смотреть, верхний и нижний уровень, боковые стороны, а также расстояние, чтобы избежать ошибки, ибо всякое другое место, не совпадающее с этим, нарушает иллюзию, то он сделал отверстие в доске, там, где был изображен храм Сан Джованни... Отверстие было небольшим, размером с чечевичное зерно, со стороны живописной поверхности, но к оборотной стороне оно расширялось в виде пирамиды, как делают в женских соломенных шляпах... Смотреть нужно было с оборотной стороны, где отверстие было широким, и тот, кто хотел видеть, должен был одной рукой поднести доску к глазу, а другой держать плоское зеркало напротив картины таким образом, чтобы она вся целиком отражалась в зеркале... Если смотреть соблюдая все условия и при наличии отполированного серебра... казалось, что видишь не картину, а реальность И я держал картину в руках много раз и смотрел и могу это засвидетельствовать..."Историограф эпохи Возрождения Антонио ди Туччьо Манетти Филиппо Брунеллески предложил художникам математическую систему для
проецирования трехмерного мира на двумерную поверхность на бумаге или холсте.
"В первый раз он применил перспективу в небольшой картине на квадратной доске размером в половину браччья, где он изобразил наружный вид храма Сан Джованни во Флоренции... Кроме того, он изобразил часть площади, которую видит глаз... Чтобы представить небо, он поместил в том месте, где здания вырисовываются в воздухе, отполированную серебряную пластинку, так что в ней отражались настоящий воздух и настоящее небо и проплывали гонимые ветром облака. Поскольку в подобном изображении требуется, чтобы художник точно указал место, откуда следует смотреть, верхний и нижний уровень, боковые стороны, а также расстояние, чтобы избежать ошибки, ибо всякое другое место, не совпадающее с этим, нарушает иллюзию, то он сделал отверстие в доске, там, где был изображен храм Сан Джованни... Отверстие было небольшим, размером с чечевичное зерно, со стороны живописной поверхности, но к оборотной стороне оно расширялось в виде пирамиды, как делают в женских соломенных шляпах... Смотреть нужно было с оборотной стороны, где отверстие было широким, и тот, кто хотел видеть, должен был одной рукой поднести доску к глазу, а другой держать плоское зеркало напротив картины таким образом, чтобы она вся целиком отражалась в зеркале... Если смотреть соблюдая все условия и при наличии отполированного серебра... казалось, что видишь не картину, а реальность И я держал картину в руках много раз и смотрел и могу это засвидетельствовать..."
Историограф эпохи Возрождения Антонио ди Туччьо Манетти
Филиппо Брунеллески предложил художникам математическую систему для
проецирования трехмерного мира на двумерную поверхность на бумаге или холсте.
В эпоху Возрождения господствовало представление, что мы видим окружающий мир благодаря тончайшим лучам, которые испускает человеческий глаз и как бы ощупывает ими предметы.
"... в пространстве между глазом и тем, что он (художник) видит, установлена прозрачная плоскость, которая пересекает все лучи, падающие из глаза на рассматриваемые предметы", пишет Альбрехт Дюрер.
На одной из гравюр Дюрера изображён способ
рисования с натуры через стекло с нанесённой на него квадратной сеткой. Этот
процесс можно описать так: если встать перед окном и, не изменяя точки зрения,
обвести на стекле всё, что видно за ним, то полученный рисунок и будет перспективным изображением пространства.
Один из законов изображения объектов в линейной
перспективе: чем дальше от нас находится предмет, тем меньших
размеров он нам кажется. Иллюзия глубины в плоских изображениях может быть
достигнута и при помощи параллельных прямых, уходящих вдаль, — это, например,
дорога или парковая аллея.
Линейная перспектива Филиппо Брунеллески
Перспектива даёт ощущение трёхмерности изображения.
Параллельные в действительности стороны аллеи по
мере удаления кажутся сходящимися в одной точке у горизонта. Это происходит
из-за визуального уменьшения ширины аллеи по мере её удаления.
- Кто из художников эпохи Возрождения использовал метод перспективы?
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти. Афинская школа
Пьетро Перуджино «Христос вручает ключи Святому Петру»
Комментариев нет:
Отправить комментарий