понедельник, 18 ноября 2019 г.

пятница, 1 ноября 2019 г.

Ритм и цвет мастер-класс


Технологическая карта
Тема интегрированного мастер-класса: Ритм и цвет
Ведущие мастер-класса:
Грахова Елена Вячеславовна – учитель музыки;
Логинова Ольга Васильевна – учитель изобразительного искусства.
ГБОУ лицей № 533.

Аннотация
           Всем, кто хочет услышать и увидеть музыку, украсить интерьер своими руками и получить от соприкосновения к искусству удовольствие – приглашаем на наш мастер-класс, где царствуют в единстве музыка, кино и изобразительное искусство.

Ритм и цвет
мастер-класс
(выполнение орнамента в смешанной технике или аппликации)
Тип мастер-класса: комбинированный, интегрированный.
Работа может выполняться по выбору участников: индивидуально или коллективно.
Цель мастер-класса:
- Попытаться создать творческую композицию на основе музыкального произведения по заданной теме;
Задачи мастер-класса:
- Помочь увидеть и передать в рисунке музыкальный образ;
- Показать неразрывную связь искусств: музыки, кино и изобразительного искусства.
Оборудование ведущих:
мультимедийная установка, презентация, видеоматериал. 

Оборудование участников:
Цветная бумага формата А4, картон, фактурная бумага по выбору, ножницы, клей карандаш.



Этапы
мастер-класса
Время

Основное содержание мастер-класса
Деятельность ведущих
Деятельность  участников
1

1 мин.
Презентация совместного педагогического опыта.
Показывают
Рассказывают

Смотрят.
2
Вступление учителя музыки.
5 мин.
Включает фрагмент художественного фильма “Большой вальс” с
музыкой  Иоганна Штрауса - сына.
      Можем ли мы по данному фрагменту из фильма сказать, что герои связаны с музыкой?
      Как вы это поняли?
      Герои только поют?
       
      Что слушают? Звуки чего?
      А они одинаковые?
      А с чего все началось?
      Он ровный или не ровный? На какой счет?
      Послушайте свой пульс. Он совпадает с данным пульсом?
      В чем разница?
- 3 доли - шага придают танцевальность.
      А какая фигура лежит в основе танца? 
      А мелодия движется с остановками?


      А ритм ровный или не ровный? 


      А где происходит действие в фильме?
      Отсюда название вальса “Сказки Венского леса” Иоганна Штрауса - сына.











Герои слушают.

Природы, леса.


Стука колёс.

Пульс, на 3.
Просит прохлопать в ладоши.
Счет на 2 и на 3 доли - шага.
Танец вальс.
Круг.

С интервалами. 
Поём , рисуем  в воздухе круги руками.
Не ровный, стремится к сильной доле.




Австрийский композитор XIX века, “Король” вальсов.
Слушают.
Называют.
Отвечают:













Пульс, сильная доля, ритмы, мелодии, тембры.


Прохлопывают пульс, ритм.


Пропевают мелодию.

Делают вывод:
Мелодия состоит из повторяющихся интонаций и ритмов.

Отвечают.
3
Основная часть урока. 
Учитель ИЗО.
5 мин.
      Если в музыке вальса повторяющиеся элементы, то в изобразительном искусстве где мы их можем найти?
      Можно ли изобразить эту музыку на бумаге?
       Выберите бумагу того цвета и разложите её перед собой.
      Как можно передать ритм этими цветами?

      Какие символы, связанные с фильмом подойдут сюда?
      Есть ли в ритме доминантная фигура и как её можно определить?
      Какой доминант вы выберете для своей работы?
      Как это можно выполнить на бумаге?

Задаёт вопросы.
Показывает варианты композиций.
Предлагает подобрать цветную бумагу.
Обсуждает выбор.










Показывает презентацию и рассказывает о методе Анри Матисса.
Смотрят, обсуждают, выбирают, делают выводы:
      ритм - это орнамент в рисунке; 
      - ритм создаётся повторением и цветовым контрастом;
- ритм создаёт впечатление движения;
- цвет, форма предмета, расстояние - создают определённый ритм и настроение.
Отвечают, выбирают символы вальса на основе фильма.


Приходят к выводу: 
      В вальсе движения повторяются с определенными интервалами.
      Орнамент - композиция  из повторяющихся элементов.

4.
Основная часть урока. 
Учитель ИЗО.
19 мин.
Попробуйте выполнить орнамент из выбранных вами символов.
Даёт задание.
Следят.
Комментируют.
Советуют.
Направляют.
Одобряют.
Складывают бумагу послойно и вырезают.
Составляют композицию.
Советуются.
Приклеивают.
Рефлексия.
Получить удовольствие от прослушанной музыки и цветовой композиции. Понять, что орнамент создаётся благодаря:
ритму, контрасту цвета и тона, цветовому сочетанию, фактуре, форме, доминантной фигуре, статике и динамике.









четверг, 3 октября 2019 г.

Близкая тема в искусстве у разных художников


Почему тема "Блудный сын" общечеловеческая тема?





Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности?

 - Что такое Вавилонская башня – каким символом она является: символ единства людей всей планеты или знак их разобщённости?

-  Почему люди не всегда друг друга понимают?

1. На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

четверг, 19 сентября 2019 г.

Бумажный звук

Задумывались ли вы, что у каждого звука своё лицо?

- Где мы можем увидеть звук? - Нотный стан. 
Нотный стан - это условные знаки.
- Где нотный стан записывают? - На бумаге. 
- Как вы думаете, а сама бумага может звучать? Попробуйте, возьмите её в руки.
- От чего зависит звук бумаги? От действия ваших рук, от соприкосновения, от её толщины и величины. Попробуйте поговорить или спеть дуэтом вместе с бумагой. Поделитесь своими впечатлениями.
- Как у вас рождался звук?
- Что у вас звучало? Ритм, мелодия.
- При этом что произошло с бумажным листом? Лист изменился, он измят где то изрядно, а где то не очень.  На листе механические следы вашей мелодии. Бумажный лист её запомнил.

Нарисуйте одной линией свою мелодию только что вами исполненную вместе с бумагой.
В графическом изображении разные звуки имеют разную величину и длину волны, а одинаковые звуки - будут повторяться. 


Обратите внимание на эти две полоски бумаги. 
- Как вы думаете, одинаково ли они будут звучать?
- Можно ли услышать звук, мелодию,  глядя на эти листы бумаги?
Оказывается современная наука и техника идёт к этому. 

Как изобразить звук и воспроизвести его?

Расшифровать такие послания можно с помощью приложения PhonoPaper, доступного для iOS и Android. Система PhonoPaper позволяет кодировать звук в виде двумерного рисунка.

Проводя линией «сканера» над листом бумаги, пользователь будет слышать закодированный в нём звук.


История анимации


Танец вороны


Рисованный звук


"Прелюд" Рахманинова С.В.


5 класс
1.  Народный хоровод.
Посмотреть видеозапись хороводов Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной.
2.  Лядов А.К. "Кикимора".
учебник Музыка. стр. 18-19 ответить на вопросы стр. 19.
3.  Н. А. Римский-Корсаков. "Шехеразада".
учебник Музыка. стр. 20-21 ответить на вопросы стр. 21.
4. Георгий Свиридов "Снег идёт"
учебник Музыка. читать стр. 34, ответить на вопросы на стр. 35.
                                                                         
6 - 7 классы

1.  Франц Шуберт  баллада "Лесной царь"
учебник Музыка. стр. 42-45, ответить на вопросы 43-44.
2.  Л. Бетховен "Эгмонт", 
3. П.И. Чайковский. Увертюра "Ромео и Джульетта". 
 7 - 8  классы
1.  Морис Равель "Болеро".
2.  Дмитрий Шостакович 7-я симфония "Ленинградская".
3.  Мюзикл "Ромео и Джульетта" Ж. Пресгурвик. 
4. С.В. Рахманинов "Богородице дево, радуйся"



Электронные источники

- Печать и воспроизведение звука на бумаге

https://habr.com/ru/post/220061/