Живописный портрет является выражением глубокого
интереса к личности конкретного человека. Живописный портрет также раскрывает
нам образ эпохи и её духовные ценности.
Так, например, художники эпохи итальянского
Возрождения стремились передать возвышенное и прекрасное. Микеланджело,
Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан стремились к идеальным образам и достигли
совершенства в их создании. Непревзойдённым шедевром Леонардо да Винчи стала
«Джоконда».
Мастерством художников итальянского Возрождения восхищались
многие последующие художники. Однако это восхищение не изменило мнения
художников Севера Европы, что они должны передавать зрителю красоту
невыдуманной, живой действительности, писать разнообразие проявлений
окружающего их мира.
Великий голландский художник ХVII века Рубенс обладал
совершенным мастерством. Источником представлений Рубенса о красоте был
народный идеал изобилия и здоровья. В портретах, созданных Рубенсом, можно
увидеть всю полноту жизненной силы человека.
Другой голландский художник ХVII века Рембрандт
стремился передать в своих портретах теплоту и духовную глубину изображаемых им
людей. Рембрандт умел так показать нам героев своих произведений, что мы
явственно чувствуем, какие печали и радости они пережили. Мир на полотнах
Рембрандта добрый и мудрый. В этом мире нет осуждения, а есть сострадание и
понимание ценности и значимости каждой человеческой личности. В работах
Рембрандта чувствуется тепло, сердечность и простота, которые возвышают душу
человека.
России в середине ХIХ века произошёл новый подъём
искусства портрета. Это было связано с тем, что многие художники, музыканты и
писатели были объединены идеей создания правдивой картины жизни страны.
Во главу творчества они ставили судьбу народа и писали
портреты людей всех слоёв общества, стараясь создать образ России. Художникам
была поставлена задача создать галерею портретов выдающихся деятелей культуры –
тех людей, которые стали совестью России. Эти портреты создавали такие мастера
живописи, как Перов, Крамской, Репин, Ярошенко. Для портретов этого времени
характерно сдержанное цветовое решение, а также отказ от внешней красивости и
нарядности. Но при этом композиция остро раскрывает характер человека, всё
внимание сосредоточено на лице, на передаче значительности образа человека и его
внутреннего достоинства. Все перечисленные особенности портрета можно увидеть
на картине Репина «Портрет Л. Н. Толстого» или на картине Н.А. Ярошенко
«Кочегар», а также на картине Сурикова «Смеющаяся девушка» и на картине
Крамского «Неизвестная».
Когда в начале ХХ века стала быстро развиваться
фотография, казалось, что портретная живопись может утратить свое значение. Но
именно благодаря развитию фотографии живопись избавилась от необходимости
доподлинно копировать натуру, получив, таким образом большую свободу. Из-за
предоставленной художникам свободы, они потеряли их общие идеи и цели. Поэтому
искусство ХХ века – это постоянный поиск художниками новых форм, новых средств
выразительности и нового содержания.
Направление в искусстве, характеризующееся нарушением
классических изобразительных форм, установлением нового и утверждением
радикальных художественных принципов принято называть модернизмом. К
художникам-модернистам относятся Пабло Пикассо, Анри Матисс, Сальвадор Дали и
многие другие. Эти художники так много экспериментировали с формой и цветом,
что породили совершенно новый взгляд на окружающую действительность и новые
представления об изобразительном искусстве. Модернисты свободно сочетали разные
формы искусства прошлого, не боялись стихийно смешивать реальность и выдумку,
возвышенное с низменным, добро со злом. Так, в картинах Сальвадора Дали
причудливо соединяются обрывки реальности, образуя новый абсурдный и тревожный
смысл, который похож на видение сна.
Во второй половине ХХ века широко распространилось
такое направление в искусстве как поп-арт («общедоступное искусство»). Оно
опирается на элементарную потребность «узнавания». Пример поп-арта можно
увидеть, рассмотрев картину Уорхола «Мерлин Монро». Уорхол пытался отразить
массовое сознание людей и их стремление создавать себе кумиров.
В России ХХ века портретное искусство также достаточно
разнообразно по содержанию и форме. Для русских художников ХХ века было важно
через образы современников создать образ жизни своей страны. Рассматривая
автопортрет Петрова –Водкина, картину Попкова «Шинель отца», картину
Серебряковой «За туалетом» можно понять, что портрет в ХХ веке превращается в
сложную композиционную картину, выходя за привычные рамки жанра.
На картине Попкова «Шинель отца» можно проследить одну
из важных тем русских портретов ХХ века – связь современности с прошлым.
Примеряя шинель, герой картины соотносит свою судьбу с судьбой отца, таким
образом, художник ставит философскую проблему связи времён и поколений.
Надеемся, что Вы много узнали о мастерах портрета и о
развитии портретной живописи. Чтобы знать свою историю и культуру необходимо
также помимо школы посещать музеи и художественные выставки.
Теоретический материал для углубленного
изучения
В России сложилась своя школа портрета, отличающаяся
жанровым разнообразием. К концу XVIII века русский портрет по своему высокому
уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его
представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир
Боровиковский.
Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и
полупарадного портрета к камерному. К концу века русской портретной школе
свойственна деликатность, подчеркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность,
некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий