воскресенье, 19 мая 2024 г.

Персидская миниатюра

  

 Предыстория История искусства живописи в Иране восходит к каменному веку. В пещерах провинции Лорестан были обнаружены нарисованные изображения животных и сцены охоты. В Фарсе были обнаружены рисунки, возраст которых составляет примерно пять тысяч лет. Изображения, обнаруженные на глиняной посуде в Лорестане и других археологических памятниках, доказывают, что художники этого региона были знакомы с искусством живописи. Также было обнаружено несколько росписей, относящихся ко времени ашканидов (III – I в. до н. э.), большинство из которых было обнаружено в северной части реки Эль-Фурат (Евфрат). Одна из этих картин представляет собой сцену охоты. Положение всадников и животных, а также стиль этой работы напоминает иранские миниатюры. В картинах эпохи Ахеменидов работа художников отличается невероятным соотношением и красотой цветов. В некоторых случаях для ограничения разноцветных поверхностей использовались черные полосы. В пустыне Туркестана были найдены картины, относящиеся к 840–860 годам нашей эры. На этих росписях представлены традиционные иранские сцены и портреты. Самые ранние изображения, относящиеся к исламскому периоду, довольно немногочисленны, они были созданы в первой половине XIII века.

 Школы живописи Примерно с VII века Китай играл большую роль в развитии искусства живописи в Иране. С тех пор была установлена ​​связь между буддийскими китайскими и персидскими художниками. С исторической точки зрения, наиболее важной эволюцией в иранском искусстве стало принятие китайского стиля рисования и красок, которые смешивались с концепцией персидских художников. В первые века после появления ислама иранские художники стали украшать миниатюрами книги. 

    Изображения, относящиеся к началу исламского периода, принадлежали к багдадской школе. Эти миниатюры полностью утратили стиль и методы обычной живописи доисламского периода. Они не пропорциональны, в них используются светлые цвета. Художники багдадской школы, после многих лет застоя, стремились к созданию чего-то нового. Они начали рисовать животных и иллюстрировать истории. Хотя багдадская школа, учитывая доисламское искусство, в некоторой степени поверхностна и примитивна, искусство иранской миниатюры в тот же период было широко распространено во всех регионах, в которых распространялся ислам: на Дальнем Востоке, в Африке и в других странах. Большинство рукописных книг XIII века дополнены изображениями животных, растений и иллюстрациями к басням и рассказам. 

    Примером самой древней иранской миниатюры являются рисунки книги под названием «Манафи-аль-Хайван» (1299 г. н.э.). В ней представлены истории о животных, а также их аллегорическое значение. Многочисленные изображения знакомят читателя с иранским искусством живописи. Изображения выполнены яркими цветами, на некоторых миниатюрах видно влияние дальневосточного искусства: некоторые изображения нарисованы тушью. После вторжения моголов в Иране появилась новая школа. Она полностью находилась под влиянием китайского и могольского стилей. Эти картины все очень маленького размера, со статичными изображениями, выполненными в дальневосточном стиле. Персидская миниатюра переняла такие черты могольского искусства, как декоративные композиции и тонкие короткие линии. Стиль иранских картин можно было охарактеризовать, как линейный. Художники в этой области продемонстрировали особую креативность и оригинальность. 

    При могольском дворе чтили не только персидскую художественную технику, но и тематику картин. Часть работ художников представляла собой иллюстрации иранских литературных шедевров, таких как «Шахнаме» Фердоуси. В отличие от багдадских и могольских изображений, от школы Харат осталось больше работ. Основоположниками этого стиля живописи были предки Тимура, и школа была названа в честь места, в котором она была основана. Искусствоведы считают, что в эпоху Тимура искусство живописи в Иране достигло апогея. В этот период творили многие выдающиеся мастера, именно они внесли новый штрих в персидскую живопись. Кемаль ад-Дин Бехзад Херауи Этот художник (ок. 1450 - ок. 1535) был автором многих персидских миниатюр и возглавлял королевскую мастерскую (китабхану) в Герате и Тебризе во время позднего периода Тимуридов и раннего периода Сефевидов. Он также известен как Кемаль ад-дин Бехзад или Камаледдин Бехзад. Персидская живопись того периода часто использует расположение геометрических архитектурных элементов в качестве структурного или композиционного контекста, в котором располагаются фигуры. Бехзад при использовании традиционного геометрического стиля растягивал это композиционное построение несколькими способами. Во-первых, он часто использовал открытые, пустые области без рисунка, вокруг которых совершается действие. Также он размещал изображения вокруг плоскости в некотором органическом потоке. Жесты фигур и предметов не только естественны, выразительны и активны, но и расположены так, чтобы взгляд постоянно перемещался по всей плоскости изображения. По сравнению с другими средневековыми миниатюристами, он более смело использовал контрастные темные цвета. Еще одно качество, характерное для его работы, это повествовательная игривость: почти скрытый глаз и частичное изображение лица Бахрама, когда он всматривается, наблюдая за резвящимися в бассейне внизу девушками; вертикально стоящая коза, которая похожа на демона на краю горизонта в истории о пожилой женщине, противостоящей грехам Санджара. Бехзад также использует суфийскую символику и символический цвет для передачи значения. Он привнес в персидскую живопись натурализм, особенно в изображении более индивидуализированных фигур и использовании реалистических жестов и выражений лиц. Наиболее известными работами Бехзада являются «Соблазнение Юсуфа» из Бустана Саади 1488 года и картины из рукописи Низами Британской библиотеки 1494-95 годов. Установление в некоторых случаях его авторства бывает проблематичным (и многие академики теперь утверждают, что это неважно), но большинство работ, приписываемых ему, датируются 1488–1495 годами. Он также упоминается в знаменитом романе Орхана Памука «Меня зовут красный» как одного из величайших персидских художников-миниатюристов. В романе Памука говорится, что Кемаль ад-Дин Бехзад ослепил себя иглой. Сам художник родился, жил и работал в Герате (в современном Афганистане) при Тимуридах, а затем в Тебризе при династии Сефевидов. Будучи сиротой, он воспитывался выдающимся художником Мираком Наккашем и был протеже писателя Мир Али Шир Неваи. Его основными покровителями в Герате были тимуридский султан Хусейн Байкара (правил в 1469-1506) и другие амиры из его окружения. После падения Тимуридов он был нанят шахом Исмаилом I Сефави в Тебризе, где, будучи главой мастерской правителя, оказал решающее влияние на развитие искусства периода Сефевидов. Бехзад умер в 1535 году, его могила находится в Тебризе. 

    Эпоха Сефевидов В это период художественный центр был перенесен в Тебриз. Несколько художников также обосновались в Казвине. Однако Сефевидская школа живописи была основана в Исфахане. Миниатюра Ирана в эту эпоху была избавлена от влияния китайцев и вышла на новый этап развития. Художники тогда были более склонны к натурализму. Риза-йи-Аббаси Он был самым известным персидским миниатюристом, художником и каллиграфом Исфаханской школы, которая процветала в период Сефевидов под патронажем шаха Аббаса I. Он был основателем «Школы живописи Сефевидов». Искусство рисунка в эпоху Сефевидов претерпело значительную трансформацию. Риза Аббаси (1565 - 1635) считается одним из ведущих персидских художников всех времен. Он прошел обучение в мастерской своего отца Али Асгара и был принят в мастерскую шаха Аббаса I, еще будучи молодым человеком. В возрасте около 38 лет от своего покровителя он получил почетное звание Аббаси, но вскоре оставил работу на шаха, очевидно, стремясь к большей свободе общения с простыми людьми. В 1610 году он вернулся к шаху, с которым оставался до своей смерти. В своих миниатюрах он предпочитал натуралистическое изображение образов, которые часто рисовал в женственной и импрессионистской манере. Этот стиль стал популярным во времена позднего периода Сефевидов. Многие из его работ изображают красивых молодых людей, часто в роли «винодела», на которые порой обращают восхищенные взгляды пожилые люди, что является проявлением персидской традиции ценить юношескую мужскую красоту. Сегодня его работы можно найти в музее, носящем его имя в Тегеране, а также во многих крупных музеях Запада, таких как Смитсоновский институт, Лувр и музей Метрополитен. Особенности Сефевидской школы Миниатюры, созданные в этот период, не были предназначены исключительно для украшения и иллюстрирования книг. Стиль Сефевидов более мягкий по форме, чем у предыдущих школ. Человеческие образы и их поведение не кажутся искусственными, наоборот, они естественны и близки к реальности. В картинах Сефевидов великолепие и величие этого периода является главной достопримечательностью. Основной тематикой картин является жизнь при королевском дворе, дворянство, прекрасные дворцы, сцены сражений и банкетов. Художники больше внимания уделяли общности, избегая лишних деталей. Плавность линий, быстрое выражение чувств и сгущение сюжетов – основные характеристики стиля живописи Сефевидов. С конца этой эпохи в персидских миниатюрах появились перспектива и затенение, как следствие влияния европейского стиля живописи. Династия Каджары (1795-1925) Картины этой эпохи представляют собой сочетание классического европейского искусства и техник миниатюр Сефевидов. В этот период Мохаммад Гаффари Камаль-уль-Молк развивал в Иране европейский классический стиль живописи. В конце этого периода в истории иранской живописи появился новый стиль, получивший название «искусство кофейни», фактически ознаменовавший собой упадок персидского искусства. Влияние Эстетика и образность средневековой персидской миниатюры оказала влияние не только на художников. В частности, это касается поэзии. Стихотворение Н.С. Гумилева «Персидская миниатюра» вошло в сборники «Огненный столп» и «Персия» (1921). Оно является отражением художественного мира иранских миниатюристов. 

Когда я кончу, наконец, 

Игру в cache-cache со смертью хмурой, 

То сделает меня Творец 

Персидскою миниатюрой. 

И небо, точно бирюза, 

И принц, поднявший еле-еле 

Миндалевидные глаза 

На взлет девических качелей.

 С копьем окровавленным шах, 

Стремящийся тропой неверной 

На киноварных высотах 

За улетающею серной. 

И ни во сне, ни наяву 

Невиданные туберозы, 

И сладким вечером в траву 

Уже наклоненные лозы.

А на обратной стороне, 

Как облака Тибета чистой, 

Носить отрадно будет мне 

Значок великого артиста. 

Благоухающий старик, 

Негоциант или придворный, 

Взглянув, меня полюбит вмиг 

Любовью острой и упорной. 

Его однообразных дней 

Звездой я буду путеводной. 

Вино, любовниц и друзей 

Я заменю поочередно.

 И вот когда я утолю, 

Без упоенья, без страданья, 

Старинную мечту мою - 

Будить повсюду обожанье. 

Глубокий смысл «Персидской миниатюры» Гумилева связан, во-первых, с лирической темой жажды любви. Кроме того, поэт скрыто вводит в него персонажей сказки. Во-вторых, стих «Персидская миниатюра» является символом нетленного мира, сотворенного благодаря силе слова поэта.





Комментариев нет:

Отправить комментарий