Предыстория История искусства живописи в Иране
восходит к каменному веку. В пещерах провинции Лорестан были обнаружены
нарисованные изображения животных и сцены охоты. В Фарсе были обнаружены
рисунки, возраст которых составляет примерно пять тысяч лет. Изображения,
обнаруженные на глиняной посуде в Лорестане и других археологических
памятниках, доказывают, что художники этого региона были знакомы с искусством
живописи. Также было обнаружено несколько росписей, относящихся ко времени
ашканидов (III – I в. до н. э.), большинство из которых было обнаружено в
северной части реки Эль-Фурат (Евфрат). Одна из этих картин представляет собой
сцену охоты. Положение всадников и животных, а также стиль этой работы
напоминает иранские миниатюры. В картинах эпохи Ахеменидов работа художников
отличается невероятным соотношением и красотой цветов. В некоторых случаях для
ограничения разноцветных поверхностей использовались черные полосы. В пустыне
Туркестана были найдены картины, относящиеся к 840–860 годам нашей эры. На этих
росписях представлены традиционные иранские сцены и портреты. Самые ранние
изображения, относящиеся к исламскому периоду, довольно немногочисленны, они
были созданы в первой половине XIII века.
Школы живописи Примерно с VII века
Китай играл большую роль в развитии искусства живописи в Иране. С тех пор была
установлена связь между буддийскими китайскими и персидскими художниками. С
исторической точки зрения, наиболее важной эволюцией в иранском искусстве стало
принятие китайского стиля рисования и красок, которые смешивались с концепцией
персидских художников. В первые века после появления ислама иранские художники
стали украшать миниатюрами книги.
Изображения, относящиеся к началу исламского
периода, принадлежали к багдадской школе. Эти миниатюры полностью утратили
стиль и методы обычной живописи доисламского периода. Они не пропорциональны, в
них используются светлые цвета. Художники багдадской школы, после многих лет
застоя, стремились к созданию чего-то нового. Они начали рисовать животных и
иллюстрировать истории. Хотя багдадская школа, учитывая доисламское искусство,
в некоторой степени поверхностна и примитивна, искусство иранской миниатюры в
тот же период было широко распространено во всех регионах, в которых
распространялся ислам: на Дальнем Востоке, в Африке и в других странах.
Большинство рукописных книг XIII века дополнены изображениями животных,
растений и иллюстрациями к басням и рассказам.
Примером самой древней иранской
миниатюры являются рисунки книги под названием «Манафи-аль-Хайван» (1299 г.
н.э.). В ней представлены истории о животных, а также их аллегорическое
значение. Многочисленные изображения знакомят читателя с иранским искусством
живописи. Изображения выполнены яркими цветами, на некоторых миниатюрах видно
влияние дальневосточного искусства: некоторые изображения нарисованы тушью.
После вторжения моголов в Иране появилась новая школа. Она полностью находилась
под влиянием китайского и могольского стилей. Эти картины все очень маленького
размера, со статичными изображениями, выполненными в дальневосточном стиле.
Персидская миниатюра переняла такие черты могольского искусства, как
декоративные композиции и тонкие короткие линии. Стиль иранских картин можно
было охарактеризовать, как линейный. Художники в этой области
продемонстрировали особую креативность и оригинальность.
При могольском дворе
чтили не только персидскую художественную технику, но и тематику картин. Часть
работ художников представляла собой иллюстрации иранских литературных шедевров,
таких как «Шахнаме» Фердоуси. В отличие от багдадских и могольских изображений,
от школы Харат осталось больше работ. Основоположниками этого стиля живописи
были предки Тимура, и школа была названа в честь места, в котором она была
основана. Искусствоведы считают, что в эпоху Тимура искусство живописи в Иране
достигло апогея. В этот период творили многие выдающиеся мастера, именно они
внесли новый штрих в персидскую живопись. Кемаль ад-Дин Бехзад Херауи Этот
художник (ок. 1450 - ок. 1535) был автором многих персидских миниатюр и
возглавлял королевскую мастерскую (китабхану) в Герате и Тебризе во время
позднего периода Тимуридов и раннего периода Сефевидов. Он также известен как
Кемаль ад-дин Бехзад или Камаледдин Бехзад. Персидская живопись того периода
часто использует расположение геометрических архитектурных элементов в качестве
структурного или композиционного контекста, в котором располагаются фигуры.
Бехзад при использовании традиционного геометрического стиля растягивал это
композиционное построение несколькими способами. Во-первых, он часто
использовал открытые, пустые области без рисунка, вокруг которых совершается
действие. Также он размещал изображения вокруг плоскости в некотором
органическом потоке. Жесты фигур и предметов не только естественны,
выразительны и активны, но и расположены так, чтобы взгляд постоянно
перемещался по всей плоскости изображения. По сравнению с другими
средневековыми миниатюристами, он более смело использовал контрастные темные
цвета. Еще одно качество, характерное для его работы, это повествовательная
игривость: почти скрытый глаз и частичное изображение лица Бахрама, когда он всматривается,
наблюдая за резвящимися в бассейне внизу девушками; вертикально стоящая коза,
которая похожа на демона на краю горизонта в истории о пожилой женщине,
противостоящей грехам Санджара. Бехзад также использует суфийскую символику и
символический цвет для передачи значения. Он привнес в персидскую живопись
натурализм, особенно в изображении более индивидуализированных фигур и
использовании реалистических жестов и выражений лиц. Наиболее известными
работами Бехзада являются «Соблазнение Юсуфа» из Бустана Саади 1488 года и
картины из рукописи Низами Британской библиотеки 1494-95 годов. Установление в
некоторых случаях его авторства бывает проблематичным (и многие академики
теперь утверждают, что это неважно), но большинство работ, приписываемых ему, датируются
1488–1495 годами. Он также упоминается в знаменитом романе Орхана Памука «Меня
зовут красный» как одного из величайших персидских художников-миниатюристов. В
романе Памука говорится, что Кемаль ад-Дин Бехзад ослепил себя иглой. Сам
художник родился, жил и работал в Герате (в современном Афганистане) при
Тимуридах, а затем в Тебризе при династии Сефевидов. Будучи сиротой, он
воспитывался выдающимся художником Мираком Наккашем и был протеже писателя Мир
Али Шир Неваи. Его основными покровителями в Герате были тимуридский султан
Хусейн Байкара (правил в 1469-1506) и другие амиры из его окружения. После
падения Тимуридов он был нанят шахом Исмаилом I Сефави в Тебризе, где, будучи
главой мастерской правителя, оказал решающее влияние на развитие искусства периода
Сефевидов. Бехзад умер в 1535 году, его могила находится в Тебризе.
Эпоха
Сефевидов В это период художественный центр был перенесен в Тебриз. Несколько
художников также обосновались в Казвине. Однако Сефевидская школа живописи была
основана в Исфахане. Миниатюра Ирана в эту эпоху была избавлена от влияния
китайцев и вышла на новый этап развития. Художники тогда были более склонны к
натурализму. Риза-йи-Аббаси Он был самым известным персидским миниатюристом,
художником и каллиграфом Исфаханской школы, которая процветала в период
Сефевидов под патронажем шаха Аббаса I. Он был основателем «Школы живописи
Сефевидов». Искусство рисунка в эпоху Сефевидов претерпело значительную
трансформацию. Риза Аббаси (1565 - 1635) считается одним из ведущих персидских художников
всех времен. Он прошел обучение в мастерской своего отца Али Асгара и был
принят в мастерскую шаха Аббаса I, еще будучи молодым человеком. В возрасте
около 38 лет от своего покровителя он получил почетное звание Аббаси, но вскоре
оставил работу на шаха, очевидно, стремясь к большей свободе общения с простыми
людьми. В 1610 году он вернулся к шаху, с которым оставался до своей смерти. В
своих миниатюрах он предпочитал натуралистическое изображение образов, которые
часто рисовал в женственной и импрессионистской манере. Этот стиль стал
популярным во времена позднего периода Сефевидов. Многие из его работ
изображают красивых молодых людей, часто в роли «винодела», на которые порой
обращают восхищенные взгляды пожилые люди, что является проявлением персидской
традиции ценить юношескую мужскую красоту. Сегодня его работы можно найти в
музее, носящем его имя в Тегеране, а также во многих крупных музеях Запада,
таких как Смитсоновский институт, Лувр и музей Метрополитен. Особенности
Сефевидской школы Миниатюры, созданные в этот период, не были предназначены
исключительно для украшения и иллюстрирования книг. Стиль Сефевидов более
мягкий по форме, чем у предыдущих школ. Человеческие образы и их поведение не
кажутся искусственными, наоборот, они естественны и близки к реальности. В
картинах Сефевидов великолепие и величие этого периода является главной
достопримечательностью. Основной тематикой картин является жизнь при
королевском дворе, дворянство, прекрасные дворцы, сцены сражений и банкетов.
Художники больше внимания уделяли общности, избегая лишних деталей. Плавность
линий, быстрое выражение чувств и сгущение сюжетов – основные характеристики
стиля живописи Сефевидов. С конца этой эпохи в персидских миниатюрах появились
перспектива и затенение, как следствие влияния европейского стиля живописи.
Династия Каджары (1795-1925) Картины этой эпохи представляют собой сочетание
классического европейского искусства и техник миниатюр Сефевидов. В этот период
Мохаммад Гаффари Камаль-уль-Молк развивал в Иране европейский классический
стиль живописи. В конце этого периода в истории иранской живописи появился
новый стиль, получивший название «искусство кофейни», фактически ознаменовавший
собой упадок персидского искусства. Влияние Эстетика и образность средневековой
персидской миниатюры оказала влияние не только на художников. В частности, это
касается поэзии. Стихотворение Н.С. Гумилева «Персидская миниатюра» вошло в
сборники «Огненный столп» и «Персия» (1921). Оно является отражением
художественного мира иранских миниатюристов.
Когда я кончу, наконец,
Игру в
cache-cache со смертью хмурой,
То сделает меня Творец
Персидскою миниатюрой.
И
небо, точно бирюза,
И принц, поднявший еле-еле
Миндалевидные глаза
На взлет
девических качелей.
С копьем окровавленным шах,
Стремящийся тропой неверной
На
киноварных высотах
За улетающею серной.
И ни во сне, ни наяву
Невиданные
туберозы,
И сладким вечером в траву
Уже наклоненные лозы.
А на обратной
стороне,
Как облака Тибета чистой,
Носить отрадно будет мне
Значок великого
артиста.
Благоухающий старик,
Негоциант или придворный,
Взглянув, меня полюбит
вмиг
Любовью острой и упорной.
Его однообразных дней
Звездой я буду путеводной.
Вино, любовниц и друзей
Я заменю поочередно.
И вот когда я утолю,
Без упоенья,
без страданья,
Старинную мечту мою -
Будить повсюду обожанье.
Глубокий смысл
«Персидской миниатюры» Гумилева связан, во-первых, с лирической темой жажды
любви. Кроме того, поэт скрыто вводит в него персонажей сказки. Во-вторых, стих
«Персидская миниатюра» является символом нетленного мира, сотворенного
благодаря силе слова поэта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий